Городская усадьба известного астраханского купца и мецената Александра Ивановича Губина — один из лучших образцов богатого купеческого дома с постройками жилого, торгового и хозяйственного назначения в Астрахани. Здание выстроено в период с 1897 по 1902 год, архитектором К.К. Домонтовичем. В Астрахани Губины были одной из самых влиятельных фамилий. В собственности они имели лесопильные заводы, лесные пристани на реке Болда, склады лесных материалов, а также шесть городских зданий. Губины были почётными гражданами города, занимались благотворительностью.

После приобретения участка между набережной Кутума и улицей Грязной или Старо-Мултановской (ныне Красная набережная и ул. Куйбышева),  Губин построил на нём сначала в 1885 году каменный одноэтажный торговый корпус. В июне 1897 года купец получил разрешение на строительство на этом месте трёхэтажного каменного дома по проекту архитектора К. К. Домонтовича. Домонтович работал в Астрахани с 1883 по 1913 год, главным образом, по заказам наиболее состоятельных горожан-промышленников и богатых чиновников. Его постройки отличают тщательная проработка фасадов, использование широкой стилистической палитры, торжественная приподнятость архитектурного образа — черты, присущие ренессансу, переосмысленному в рамках провинциальной эклектики.

Прежнее здание было разобрано и к 1902 году было закончено строительство нового дома. Кроме него во дворе расположились ещё четыре каменных строения и вместе они составили усадьбу Губина. Но это была не совсем усадьба в традиционном понимании, часть ее приносила немалый доход купцу. Здесь сдавались помещения в наём. Первый этаж занимали модные магазины, на других этажах располагались апартаменты, которые снимали далеко не бедные жители города. Предполагаю, что во дворе тоже были квартиры для съёмщиков, но подешевле.

Это кирпичный трёхэтажный дом с мансардой и подвалом. Симметрично выполненные фасады отделаны известковым составом. Здание в плане П-образное с внутренним двором, образованным в северной части одно-двухэтажными хозяйственными корпусами. Северо-западное крыло — четырёхэтажное. На первом этаже дома и подвалах находились служебные и торговые помещения, на втором и третьем — жилые и парадные комнаты.
Здание выполнено в стиле эклектики (с чертами барокко), фасады богато декорированы с применением ордерного декора, скульптур и металлопластики. Пространственная композиция особняка построена на сочетании прямоугольных объемов при симметричной организации фасадов.

Обращает на себя внимание парадный вход, украшенный декоративными светильниками, чугунные кронштейны которых выполнены в форме грифонов. Существовавшие изначально симметричные главному входу четыре дверных проёма в настоящее время заменены окнами. По боковому фасаду три двери также заложены. Заложенные дверные проёмы были входами в магазины, а были заложены в советское время в связи с изменением функции здания.

Проезд во двор ограждают массивные чугунные ворота, которые выполнены в стиле барокко. Их рисунок составляется букетами роз, листьями аканта, лентами и веревочным орнаментом, в центре размещены монограммы домовладельца. Композиция увенчана головкой купидона с распростертыми крыльями

Значительную художественную ценность представляют интерьеры дома. Оформления интерьеров сменяют друг друга, сохраняя лишь основной мотив. С небольшими утратами сохранилась объемная лепнина потолков в торговых и жилых помещениях. Использованы лепные гирлянды, вазы с фруктами, горельефы с изображением амуров. В доме сохранилась уникальная для Астрахани парадная лестница из белого мрамора, оформленная кованым стальным ограждением. Дошли до наших дней и два изразцовых камина высокого художественного достоинства. Сюжетные рельефы зеркал, характерная для барокко пластика, цветовое решение делают их истинными произведениями интерьерного искусства. Паркетные полы, выполненные с использованием девяти пород дерева, выложены геометрическим орнаментом. Можно сказать, что интерьеры оформлены с дворцовой роскошью.

Александр Иванович Губин, вместе с братьями Иваном и Василием по происхождению крестьяне, уроженцы с. Ижевское Рязанской губернии. Появились на Нижней Волге в 1860-е годы. Стали владельцами лесопильных заводов и лесных пристаней. Братья Губины были известны Астрахани как крупные благотворители люди милосердные, добрые и чуткие к чужой беде.

Делиться с ближними Губины считали своим долгом. Этому их с детства учили родители. Иван, Александр и Василий были глубоко верующими людьми. В тысяча девятисотом году братья обратились в городскую думу за разрешением на строительство богадельни, которую они были намерены и строить, и содержать за свой счёт. Через три года здание богадельни было завершено, и она открыла свои двери для престарелых бедняков, которые проживали там совершенно бесплатно, были обеспечены питанием и медицинским уходом. К слову, медицинское обслуживание в губинской богадельне оказалось на такой высоте, что через несколько лет при богадельне заработала лечебница, куда мог обратиться любой горожанин. Малообеспеченные и неимущие астраханцы лечились здесь бесплатно.

Губины активно поддерживали Елизаветинский приют для девочек, были постоянными жертвователями церкви при Мариинской гимназии, словом, в начале двадцатого столетия в Астрахани не было такого общественного учреждения, куда бы не внесли свою лепту купцы Губины. Астраханцы любили и уважали этих скромных людей, не кичащихся своим достатком, а употребляющих его на благо ближних. По ходатайству горожан братьям Губиным было присвоено почётное гражданство.

Братья активно участвовали в возведении православных храмов. Особенно отличился на этом поприще Иван Иванович Губин. Когда в Астрахани началось строительство Владимирского собора, он пожертвовал десять тысяч рублей и безвозмездно предоставлял строительные материалы. Полностью за свой счёт выстроил он Иоанно-Предтеченскую церковь на старом астраханском кладбище.

С её созданием связана удивительная история. Один из братьев Губиных, Александр Иванович, бывший попечителем Астраханской духовной семинарии, страдал сильными головными болями. Однажды в Астрахань приехал святой праведный Иоанн Кронштадский, и Александр Иванович пришёл к нему в надежде получить исцеление. Святой благословил его, и сказал: «На твоей голове храм стоять будет!». Никто тогда не понял смысла этих слов. Через несколько лет Александр Иванович умер. А через некоторое время его брат Иван задумал строительство храма во имя святого Иоанна Предтечи, и выстроил его как раз над местом погребения Александра. Так сбылись слова святого.

После национализации дома в январе — апреле 1919 года в доме находился Реввоенсовет и штаб Каспийско-Кавказкого фронта, членом которого был Сергей Миронович Киров. В дальнейшем здание занимали различные советские учреждения. А с ноября 1937 года, после капитального ремонта дом превратился в Дворец пионеров и школьников им. С.М. Кирова. Во время существования во доме Губина Дворца пионеров, он засветился в комедии Гайдая «Не может быть», где исполнил роль входа в прокуратуру.

В начале войны здание было отдано под госпиталь №32/63. Но уже в ноябре 1942 года дом был возвращён пионерам.

До 1991 года здесь работали десятки технических кружков и кружков по художественному воспитанию. Ежедневно в них занимались сотни мальчиков и девочек. Каждый год проводились новогодние праздники и вокруг богато наряженной ёлки водили хороводы тысячи астраханских ребят. В творческих кружках занимались живописью, хоровым искусством, танцами, осваивали мастерство драматических актеров и артистов кукольного театра.

В настоящее время в здании размещается Астраханский филиал «Саратовской государственной юридической академии».

Увеличить презентацию

Посмотреть фильм о доме Губина

В прологе к известной некрасовской поэме, среди семи крестьянских мужиков, собравшихся, чтобы выяснить, «кому на Руси жить хорошо», фигурируют некие братья Губины…

чтобы прочитать очер о семье губиных кликните на этот блок

Дислокация здания на карте г.Астрахани