![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/Астрахань.-Рыбный-рынок.jpg)
Городская усадьба известного астраханского купца и мецената Александра Ивановича Губина — один из лучших образцов богатого купеческого дома с постройками жилого, торгового и хозяйственного назначения в Астрахани. Здание выстроено в период с 1897 по 1902 год, архитектором К.К. Домонтовичем. В Астрахани Губины были одной из самых влиятельных фамилий. В собственности они имели лесопильные заводы, лесные пристани на реке Болда, склады лесных материалов, а также шесть городских зданий. Губины были почётными гражданами города, занимались благотворительностью.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3669.jpg)
После приобретения участка между набережной Кутума и улицей Грязной или Старо-Мултановской (ныне Красная набережная и ул. Куйбышева), Губин построил на нём сначала в 1885 году каменный одноэтажный торговый корпус. В июне 1897 года купец получил разрешение на строительство на этом месте трёхэтажного каменного дома по проекту архитектора К. К. Домонтовича. Домонтович работал в Астрахани с 1883 по 1913 год, главным образом, по заказам наиболее состоятельных горожан-промышленников и богатых чиновников. Его постройки отличают тщательная проработка фасадов, использование широкой стилистической палитры, торжественная приподнятость архитектурного образа — черты, присущие ренессансу, переосмысленному в рамках провинциальной эклектики.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/358082-На-Кутуме.jpg)
Прежнее здание было разобрано и к 1902 году было закончено строительство нового дома. Кроме него во дворе расположились ещё четыре каменных строения и вместе они составили усадьбу Губина. Но это была не совсем усадьба в традиционном понимании, часть ее приносила немалый доход купцу. Здесь сдавались помещения в наём. Первый этаж занимали модные магазины, на других этажах располагались апартаменты, которые снимали далеко не бедные жители города. Предполагаю, что во дворе тоже были квартиры для съёмщиков, но подешевле.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3675.jpg)
Это кирпичный трёхэтажный дом с мансардой и подвалом. Симметрично выполненные фасады отделаны известковым составом. Здание в плане П-образное с внутренним двором, образованным в северной части одно-двухэтажными хозяйственными корпусами. Северо-западное крыло — четырёхэтажное. На первом этаже дома и подвалах находились служебные и торговые помещения, на втором и третьем — жилые и парадные комнаты.
Здание выполнено в стиле эклектики (с чертами барокко), фасады богато декорированы с применением ордерного декора, скульптур и металлопластики. Пространственная композиция особняка построена на сочетании прямоугольных объемов при симметричной организации фасадов.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_2220.jpg)
Обращает на себя внимание парадный вход, украшенный декоративными светильниками, чугунные кронштейны которых выполнены в форме грифонов. Существовавшие изначально симметричные главному входу четыре дверных проёма в настоящее время заменены окнами. По боковому фасаду три двери также заложены. Заложенные дверные проёмы были входами в магазины, а были заложены в советское время в связи с изменением функции здания.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/65-1.jpg)
Проезд во двор ограждают массивные чугунные ворота, которые выполнены в стиле барокко. Их рисунок составляется букетами роз, листьями аканта, лентами и веревочным орнаментом, в центре размещены монограммы домовладельца. Композиция увенчана головкой купидона с распростертыми крыльями
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3674.jpg)
Значительную художественную ценность представляют интерьеры дома. Оформления интерьеров сменяют друг друга, сохраняя лишь основной мотив. С небольшими утратами сохранилась объемная лепнина потолков в торговых и жилых помещениях. Использованы лепные гирлянды, вазы с фруктами, горельефы с изображением амуров. В доме сохранилась уникальная для Астрахани парадная лестница из белого мрамора, оформленная кованым стальным ограждением. Дошли до наших дней и два изразцовых камина высокого художественного достоинства. Сюжетные рельефы зеркал, характерная для барокко пластика, цветовое решение делают их истинными произведениями интерьерного искусства. Паркетные полы, выполненные с использованием девяти пород дерева, выложены геометрическим орнаментом. Можно сказать, что интерьеры оформлены с дворцовой роскошью.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3668.jpg)
Александр Иванович Губин, вместе с братьями Иваном и Василием по происхождению крестьяне, уроженцы с. Ижевское Рязанской губернии. Появились на Нижней Волге в 1860-е годы. Стали владельцами лесопильных заводов и лесных пристаней. Братья Губины были известны Астрахани как крупные благотворители люди милосердные, добрые и чуткие к чужой беде.
Делиться с ближними Губины считали своим долгом. Этому их с детства учили родители. Иван, Александр и Василий были глубоко верующими людьми. В тысяча девятисотом году братья обратились в городскую думу за разрешением на строительство богадельни, которую они были намерены и строить, и содержать за свой счёт. Через три года здание богадельни было завершено, и она открыла свои двери для престарелых бедняков, которые проживали там совершенно бесплатно, были обеспечены питанием и медицинским уходом. К слову, медицинское обслуживание в губинской богадельне оказалось на такой высоте, что через несколько лет при богадельне заработала лечебница, куда мог обратиться любой горожанин. Малообеспеченные и неимущие астраханцы лечились здесь бесплатно.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3662.jpg)
Губины активно поддерживали Елизаветинский приют для девочек, были постоянными жертвователями церкви при Мариинской гимназии, словом, в начале двадцатого столетия в Астрахани не было такого общественного учреждения, куда бы не внесли свою лепту купцы Губины. Астраханцы любили и уважали этих скромных людей, не кичащихся своим достатком, а употребляющих его на благо ближних. По ходатайству горожан братьям Губиным было присвоено почётное гражданство.
Братья активно участвовали в возведении православных храмов. Особенно отличился на этом поприще Иван Иванович Губин. Когда в Астрахани началось строительство Владимирского собора, он пожертвовал десять тысяч рублей и безвозмездно предоставлял строительные материалы. Полностью за свой счёт выстроил он Иоанно-Предтеченскую церковь на старом астраханском кладбище.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/558449-Река-Кутум.jpg)
С её созданием связана удивительная история. Один из братьев Губиных, Александр Иванович, бывший попечителем Астраханской духовной семинарии, страдал сильными головными болями. Однажды в Астрахань приехал святой праведный Иоанн Кронштадский, и Александр Иванович пришёл к нему в надежде получить исцеление. Святой благословил его, и сказал: «На твоей голове храм стоять будет!». Никто тогда не понял смысла этих слов. Через несколько лет Александр Иванович умер. А через некоторое время его брат Иван задумал строительство храма во имя святого Иоанна Предтечи, и выстроил его как раз над местом погребения Александра. Так сбылись слова святого.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/512962-Дворец-пионеров-бывший-дом-купца-Губина-1.png)
После национализации дома в январе — апреле 1919 года в доме находился Реввоенсовет и штаб Каспийско-Кавказкого фронта, членом которого был Сергей Миронович Киров. В дальнейшем здание занимали различные советские учреждения. А с ноября 1937 года, после капитального ремонта дом превратился в Дворец пионеров и школьников им. С.М. Кирова. Во время существования во доме Губина Дворца пионеров, он засветился в комедии Гайдая «Не может быть», где исполнил роль входа в прокуратуру.
В начале войны здание было отдано под госпиталь №32/63. Но уже в ноябре 1942 года дом был возвращён пионерам.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/681395-Красная-набережная-и-Братский-мост.jpg)
До 1991 года здесь работали десятки технических кружков и кружков по художественному воспитанию. Ежедневно в них занимались сотни мальчиков и девочек. Каждый год проводились новогодние праздники и вокруг богато наряженной ёлки водили хороводы тысячи астраханских ребят. В творческих кружках занимались живописью, хоровым искусством, танцами, осваивали мастерство драматических актеров и артистов кукольного театра.
В настоящее время в здании размещается Астраханский филиал «Саратовской государственной юридической академии».
Увеличить презентацию
Посмотреть фильм о доме Губина
![Братья Губины](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/08/Братья-Губины.jpg)
В прологе к известной некрасовской поэме, среди семи крестьянских мужиков, собравшихся, чтобы выяснить, «кому на Руси жить хорошо», фигурируют некие братья Губины…
чтобы прочитать очер о семье губиных кликните на этот блок
Дислокация здания на карте г.Астрахани
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/Астрахань.-Рыбный-рынок.jpg)
Городская усадьба известного астраханского купца и мецената Александра Ивановича Губина — один из лучших образцов богатого купеческого дома с постройками жилого, торгового и хозяйственного назначения в Астрахани. Здание выстроено в период с 1897 по 1902 год, архитектором К.К. Домонтовичем. В Астрахани Губины были одной из самых влиятельных фамилий. В собственности они имели лесопильные заводы, лесные пристани на реке Болда, склады лесных материалов, а также шесть городских зданий. Губины были почётными гражданами города, занимались благотворительностью.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3669.jpg)
После приобретения участка между набережной Кутума и улицей Грязной или Старо-Мултановской (ныне Красная набережная и ул. Куйбышева), Губин построил на нём сначала в 1885 году каменный одноэтажный торговый корпус. В июне 1897 года купец получил разрешение на строительство на этом месте трёхэтажного каменного дома по проекту архитектора К. К. Домонтовича. Домонтович работал в Астрахани с 1883 по 1913 год, главным образом, по заказам наиболее состоятельных горожан-промышленников и богатых чиновников. Его постройки отличают тщательная проработка фасадов, использование широкой стилистической палитры, торжественная приподнятость архитектурного образа — черты, присущие ренессансу, переосмысленному в рамках провинциальной эклектики.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/358082-На-Кутуме.jpg)
Прежнее здание было разобрано и к 1902 году было закончено строительство нового дома. Кроме него во дворе расположились ещё четыре каменных строения и вместе они составили усадьбу Губина. Но это была не совсем усадьба в традиционном понимании, часть ее приносила немалый доход купцу. Здесь сдавались помещения в наём. Первый этаж занимали модные магазины, на других этажах располагались апартаменты, которые снимали далеко не бедные жители города. Предполагаю, что во дворе тоже были квартиры для съёмщиков, но подешевле.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3675.jpg)
Это кирпичный трёхэтажный дом с мансардой и подвалом. Симметрично выполненные фасады отделаны известковым составом. Здание в плане П-образное с внутренним двором, образованным в северной части одно-двухэтажными хозяйственными корпусами. Северо-западное крыло — четырёхэтажное. На первом этаже дома и подвалах находились служебные и торговые помещения, на втором и третьем — жилые и парадные комнаты.
Здание выполнено в стиле эклектики (с чертами барокко), фасады богато декорированы с применением ордерного декора, скульптур и металлопластики. Пространственная композиция особняка построена на сочетании прямоугольных объемов при симметричной организации фасадов.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_2220.jpg)
Обращает на себя внимание парадный вход, украшенный декоративными светильниками, чугунные кронштейны которых выполнены в форме грифонов. Существовавшие изначально симметричные главному входу четыре дверных проёма в настоящее время заменены окнами. По боковому фасаду три двери также заложены. Заложенные дверные проёмы были входами в магазины, а были заложены в советское время в связи с изменением функции здания.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/65-1.jpg)
Проезд во двор ограждают массивные чугунные ворота, которые выполнены в стиле барокко. Их рисунок составляется букетами роз, листьями аканта, лентами и веревочным орнаментом, в центре размещены монограммы домовладельца. Композиция увенчана головкой купидона с распростертыми крыльями
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3674.jpg)
Значительную художественную ценность представляют интерьеры дома. Оформления интерьеров сменяют друг друга, сохраняя лишь основной мотив. С небольшими утратами сохранилась объемная лепнина потолков в торговых и жилых помещениях. Использованы лепные гирлянды, вазы с фруктами, горельефы с изображением амуров. В доме сохранилась уникальная для Астрахани парадная лестница из белого мрамора, оформленная кованым стальным ограждением. Дошли до наших дней и два изразцовых камина высокого художественного достоинства. Сюжетные рельефы зеркал, характерная для барокко пластика, цветовое решение делают их истинными произведениями интерьерного искусства. Паркетные полы, выполненные с использованием девяти пород дерева, выложены геометрическим орнаментом. Можно сказать, что интерьеры оформлены с дворцовой роскошью.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3668.jpg)
Александр Иванович Губин, вместе с братьями Иваном и Василием по происхождению крестьяне, уроженцы с. Ижевское Рязанской губернии. Появились на Нижней Волге в 1860-е годы. Стали владельцами лесопильных заводов и лесных пристаней. Братья Губины были известны Астрахани как крупные благотворители люди милосердные, добрые и чуткие к чужой беде.
Делиться с ближними Губины считали своим долгом. Этому их с детства учили родители. Иван, Александр и Василий были глубоко верующими людьми. В тысяча девятисотом году братья обратились в городскую думу за разрешением на строительство богадельни, которую они были намерены и строить, и содержать за свой счёт. Через три года здание богадельни было завершено, и она открыла свои двери для престарелых бедняков, которые проживали там совершенно бесплатно, были обеспечены питанием и медицинским уходом. К слову, медицинское обслуживание в губинской богадельне оказалось на такой высоте, что через несколько лет при богадельне заработала лечебница, куда мог обратиться любой горожанин. Малообеспеченные и неимущие астраханцы лечились здесь бесплатно.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/IMG_3662.jpg)
Губины активно поддерживали Елизаветинский приют для девочек, были постоянными жертвователями церкви при Мариинской гимназии, словом, в начале двадцатого столетия в Астрахани не было такого общественного учреждения, куда бы не внесли свою лепту купцы Губины. Астраханцы любили и уважали этих скромных людей, не кичащихся своим достатком, а употребляющих его на благо ближних. По ходатайству горожан братьям Губиным было присвоено почётное гражданство.
Братья активно участвовали в возведении православных храмов. Особенно отличился на этом поприще Иван Иванович Губин. Когда в Астрахани началось строительство Владимирского собора, он пожертвовал десять тысяч рублей и безвозмездно предоставлял строительные материалы. Полностью за свой счёт выстроил он Иоанно-Предтеченскую церковь на старом астраханском кладбище.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/558449-Река-Кутум.jpg)
С её созданием связана удивительная история. Один из братьев Губиных, Александр Иванович, бывший попечителем Астраханской духовной семинарии, страдал сильными головными болями. Однажды в Астрахань приехал святой праведный Иоанн Кронштадский, и Александр Иванович пришёл к нему в надежде получить исцеление. Святой благословил его, и сказал: «На твоей голове храм стоять будет!». Никто тогда не понял смысла этих слов. Через несколько лет Александр Иванович умер. А через некоторое время его брат Иван задумал строительство храма во имя святого Иоанна Предтечи, и выстроил его как раз над местом погребения Александра. Так сбылись слова святого.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/512962-Дворец-пионеров-бывший-дом-купца-Губина-1.png)
После национализации дома в январе — апреле 1919 года в доме находился Реввоенсовет и штаб Каспийско-Кавказкого фронта, членом которого был Сергей Миронович Киров. В дальнейшем здание занимали различные советские учреждения. А с ноября 1937 года, после капитального ремонта дом превратился в Дворец пионеров и школьников им. С.М. Кирова. Во время существования во доме Губина Дворца пионеров, он засветился в комедии Гайдая «Не может быть», где исполнил роль входа в прокуратуру.
В начале войны здание было отдано под госпиталь №32/63. Но уже в ноябре 1942 года дом был возвращён пионерам.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/681395-Красная-набережная-и-Братский-мост.jpg)
До 1991 года здесь работали десятки технических кружков и кружков по художественному воспитанию. Ежедневно в них занимались сотни мальчиков и девочек. Каждый год проводились новогодние праздники и вокруг богато наряженной ёлки водили хороводы тысячи астраханских ребят. В творческих кружках занимались живописью, хоровым искусством, танцами, осваивали мастерство драматических актеров и артистов кукольного театра.
В настоящее время в здании размещается Астраханский филиал «Саратовской государственной юридической академии».