Дом Михаила Акимовича Шелехова на Красной Набережной, 45 находится в парадной застройке северной набережной Кутума
Выразительный архитектурный фасад этого района составили купеческие усадьбы, оформленные в стиле пышной неоренессансной эклектики с включением разнообразных элементов художественного литья. Наряду с домом М.А.Шелехова, в парадной застройке набережной выделяется величественный дворец А.И.Губина, усадьба Ф.Х.Будагова в духе московского классицизма, особняк основателя Астраханской галереи – Павла Михайловича Догадина, сохранивший черты позднего барокко
Городская усадьба М.А.Шелехова с главным домом, представляющим элегантную виллу в стиле построек периода архитектурного модерна, является ценным культурным ресурсом нашего города. Территория памятника сохранила приметы усадебной планировки, в центре двора располагается фонтан, украшенный скульптурной композицией, дворовый фасад венчает гипсовая скульптура женщины в античных одеждах, прообразом которой в астраханской традиции считается дочь бывшего хозяина дома
Здание, выделяющееся богатой лепной отделкой фасадов в ложно-ренессансных формах, сложным объёмно-пространственным решением, представляет собой интересный тип особняка, архитектура которого отражает стилистические поиски русского зодчества 2-й пол. XIX в.». По версии: свой дом Шелехов завещал противотуберкулёзному учреждению.
Статуя девушки на дворовом скате крыши была установлена Шелеховым в память умершей от туберкулёза дочери
Отделка фасадов в ложно-ренессансных формах. Одноэтажный с полуподвальным этажом и мезонином, кирпичный оштукатуренный объём, вытянутый по линии запад-восток и главным (южным) фасадом обращён к Набережной р. Кутум. Здание имеет ярко выраженную асимметричную композицию. К основному объёму, прямоугольному в плане, со двора примыкают два боковых разновеликих одноэтажных ризалита. Восточный ризалит имеет галерею. Между ризалитами, по северному фасаду основного объёма, проходит открытая деревянная терраса, имеющая в плане полуциркульное расширение в средней части. Мезонин смещён относительно поперечной оси здания к востоку. План его решён асимметрично.
С южной и восточной стороны мезонина проходит длинный балкон с кованой решёткой парапета. В средней части мезонин завершается квадратной в плане смотровой башней. Асимметрично решённый главный фасад составлен из 4-х крупных частей, различающихся в общих пропорциях и по деталям декора. В интерьере парадного зала здания сохранились белые кафельные печи с лепным фризом растительного орнамента и сложный лепной орнаментированный карниз плафона
Вдоль уличной стены дома проходит низкая металлическая ограда, устроенная на кирпичном оштукатуренном цоколе. Во дворе (к северу от дома) имеется сильно заросший и потерявший первоначальную композицию партерный участок, прямоугольник которого был полностью протянут поперек узкого квартала до следующей улицы, и располагался перпендикулярно к объёму здания. Композиционное ядро партера составлял сохраняющийся сейчас фонтан. Парапет фонтана в плане имеет сложную ромбовидную с вогнутыми сторонами форму. В центре фонтана размещена плохо сохранившаяся фигура ребёнка, установленная на основании с лепными маскаронами
увеличить презентацию
Дислокация здания на карте г.Астрахани
Дом Михаила Акимовича Шелехова на Красной Набережной, 45 находится в парадной застройке северной набережной Кутума
Выразительный архитектурный фасад этого района составили купеческие усадьбы, оформленные в стиле пышной неоренессансной эклектики с включением разнообразных элементов художественного литья. Наряду с домом М.А.Шелехова, в парадной застройке набережной выделяется величественный дворец А.И.Губина, усадьба Ф.Х.Будагова в духе московского классицизма, особняк основателя Астраханской галереи – Павла Михайловича Догадина, сохранивший черты позднего барокко
Городская усадьба М.А.Шелехова с главным домом, представляющим элегантную виллу в стиле построек периода архитектурного модерна, является ценным культурным ресурсом нашего города. Территория памятника сохранила приметы усадебной планировки, в центре двора располагается фонтан, украшенный скульптурной композицией, дворовый фасад венчает гипсовая скульптура женщины в античных одеждах, прообразом которой в астраханской традиции считается дочь бывшего хозяина дома
Здание, выделяющееся богатой лепной отделкой фасадов в ложно-ренессансных формах, сложным объёмно-пространственным решением, представляет собой интересный тип особняка, архитектура которого отражает стилистические поиски русского зодчества 2-й пол. XIX в.». По версии: свой дом Шелехов завещал противотуберкулёзному учреждению.
Статуя девушки на дворовом скате крыши была установлена Шелеховым в память умершей от туберкулёза дочери
Отделка фасадов в ложно-ренессансных формах. Одноэтажный с полуподвальным этажом и мезонином, кирпичный оштукатуренный объём, вытянутый по линии запад-восток и главным (южным) фасадом обращён к Набережной р. Кутум. Здание имеет ярко выраженную асимметричную композицию. К основному объёму, прямоугольному в плане, со двора примыкают два боковых разновеликих одноэтажных ризалита. Восточный ризалит имеет галерею. Между ризалитами, по северному фасаду основного объёма, проходит открытая деревянная терраса, имеющая в плане полуциркульное расширение в средней части. Мезонин смещён относительно поперечной оси здания к востоку. План его решён асимметрично.
С южной и восточной стороны мезонина проходит длинный балкон с кованой решёткой парапета. В средней части мезонин завершается квадратной в плане смотровой башней. Асимметрично решённый главный фасад составлен из 4-х крупных частей, различающихся в общих пропорциях и по деталям декора. В интерьере парадного зала здания сохранились белые кафельные печи с лепным фризом растительного орнамента и сложный лепной орнаментированный карниз плафона
Вдоль уличной стены дома проходит низкая металлическая ограда, устроенная на кирпичном оштукатуренном цоколе. Во дворе (к северу от дома) имеется сильно заросший и потерявший первоначальную композицию партерный участок, прямоугольник которого был полностью протянут поперек узкого квартала до следующей улицы, и располагался перпендикулярно к объёму здания. Композиционное ядро партера составлял сохраняющийся сейчас фонтан. Парапет фонтана в плане имеет сложную ромбовидную с вогнутыми сторонами форму. В центре фонтана размещена плохо сохранившаяся фигура ребёнка, установленная на основании с лепными маскаронами