Усадьба Плотниковых
Со второй половины XVIII века в Астрахани стала известна семья купцов Плотниковых. Они были содержателями гостиницы, владельцами рыбных промыслов, доходных домов, кирпичным заводом.
Семья Плотниковых – это династия меценатов, благодаря которым в Астрахани появились церковь Рождества Христова, здание Драматического театра и – отчасти – Картинная галерея, ведь огромное собрание художественных картин нашло себе место именно в особняке Плотниковых.
Городская усадьба купца Плотникова – очередное уникальное место в городе. Астраханский памятник архитектуры расположился на улице Свердлова, 81. Он является не только одним из красивейших уголков города, но и вмещает в себя Картинную галерею имени Павла Догадина. Усадьба, построенная в 1905–1909-х годах, включает в себя главный трёхэтажный дом и флигель, соединенные между собой каменной оградой с металлическими воротами, за которыми находится внутренний двор усадьбы.
Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня часть улицы Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почётный гражданин, Николай Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (ныне Драматический театр), который он построил на собственной земле для жителей города. Театр был построен в 1883 году.
Семья Плотниковых была весьма состоятельной, в районе Стрелки Волги и Кутума ей принадлежал целый квартал, с торговыми рядами и доходными домами. Кроме этого, Астрахань обязана семье Плотниковых и запуском трамвайных линий.
Иван Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженер-технолог.
С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира.
Строил Плотников свою усадьбу несколько лет, с особым усердием, уделяя внимание каждой детали. Так появились просторные залы, изысканные печи, камины, а во дворе — два двухэтажных флигеля.
Но долго жить в этом доме семье Плотникова не было суждено. В 1917 году грянула революция, которая не обошла стороной и Астрахань. Счастливая и спокойная жизнь купеческой семьи закончилась.
Многие фундаментальные здания в городе стали отдавать под «нужды государства». На время Плотникову удалось сохранить свой особняк.
По некоторым данным в 1918 году в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. В августе 1921 года новой властью было решено открыть здесь картинную галерею. А хозяев — самого купца, его жену, дочку и внучку — переселили на чердак. Некогда богатейшая семья города выживала, выполняя подсобные работы: топили в доме печи, убирали комнаты, подметали двор. За это получали скудный паек. А ведь глава этой семьи оставил Астрахани роскошное здание драматического театра, вкладывал средства в строительство общественных заведений, храмов… Не отставал от него и его сын, также много сделавший для города как общественный деятель и благотворитель.
Фактически дом использовался семьей Плотниковых как жилой около 10 лет, все же остальное время в нем располагалась картинная галерея.
Но главная трагедия семьи Плотниковых случилась через несколько лет. В середине 1920-х годов бывшего городского голову, почетного гражданина Астрахани Ивана Николаевича Плотникова расстреляли. Поговаривали, что убили его ночью во дворе собственного дома. Бывшему купцу тогда было около 70 лет. Оставшиеся члены семьи уехали в Петербург к старшему сыну.
В 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.
Величественное здание было свидетелем и других трагических событий. С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. Усадьбу Плотникова было решено отдать «под нужды войны». В здании картинной галереи был развернут эвакогоспиталь комитета обороны. А когда осенью 1942 года немцы вплотную подошли к Сталинграду. здесь расположился госпиталь НКВД, где содержались пленные немецкие солдаты. Лекарств практически не было, еды не хватало даже астраханцам. Что уж говорить о врагах… Между тем, некоторые горожане воспоминают, что это были обычные люди, религиозные и незлобные. Из-за нехватки лекарств и еды пленные немцы умирали один за другим. Свидетели того времени говорили, что их просто складывали во дворе, а потом вывозили в общую яму.
А зимой 1944 года особняк Плотникова вновь превратился в картинную галерею и открыл свои двери для посетителей. И это несмотря на то, что при разборе вещей служители нередко находили забытые тела мертвецов… Говорят, тогда-то здесь и начали происходить разные загадочные явления. Рассказывают, что иногда по ночам сторожа слышали странные стоны, крики, шепот. Время от времени срабатывала сигнализация, но охрана ничего не находила. Некоторые утверждали, что видели вереницу молодых людей в балахонах. Кто-то «окрашивал» рубахи, в которых ходили призраки, в белый цвет, кто-то — в черный. Но все говорили о том, что привидения двигались вереницей по залу, держались за руки и издавали непонятные звуки: то ли смеялись, то ли плакали.
Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина — одна их старейших в Поволжье. Главное её богатство – это бессмертные произведения лучших отечественных живописцев: Федора Рокотова, Василия Тропинина, Карла Брюллова, Василия Верещагина, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Василия Перова, Архипа Куинджи, Василия Поленова и других художников. Здесь же хранится потрясающая коллекция русского авангарда: работы Василия Кандинского, Каземира Малевича, Марка Шагала, Александра Родченко, Ольги Розановой. Всего в галерее собрано более 19 тысяч художественных произведений. Оказавшись здесь, не пропустите также собрание русских икон XVII-XIX веков и залы со старинными западно-европейскими гравюрами.
Увеличить презентацию
Посмотреть фильм об усадьбе Плотниковых
Иван Николаевич Плотников
Чтобы прочитать очерк о городском голове Астрахани И.Н.Плотникове кликните на этот блок
С именем Ивана Николаевича Плотникова связывают появление в Астрахани трамвая, нужно сказать, что это была его инициатива как городского головы, конечно, все шло не быстро, и далеко не гладко – не хватало денег для запуска, для строительства рельсов, но все же трамвай появился именно в годы, когда городом руководил Плотников.
Дислокация здания на карте г.Астрахани
Усадьба Плотниковых
Со второй половины XVIII века в Астрахани стала известна семья купцов Плотниковых. Они были содержателями гостиницы, владельцами рыбных промыслов, доходных домов, кирпичным заводом.
Семья Плотниковых – это династия меценатов, благодаря которым в Астрахани появились церковь Рождества Христова, здание Драматического театра и – отчасти – Картинная галерея, ведь огромное собрание художественных картин нашло себе место именно в особняке Плотниковых.
Городская усадьба купца Плотникова – очередное уникальное место в городе. Астраханский памятник архитектуры расположился на улице Свердлова, 81. Он является не только одним из красивейших уголков города, но и вмещает в себя Картинную галерею имени Павла Догадина. Усадьба, построенная в 1905–1909-х годах, включает в себя главный трёхэтажный дом и флигель, соединенные между собой каменной оградой с металлическими воротами, за которыми находится внутренний двор усадьбы.
Роскошный особняк в три этажа был построен на Биржевой улице (сегодня часть улицы Свердлова) в 1906-1908 годах Иваном Плотниковым, происходившим из уважаемого купеческого рода. Его отец, купец-рыбопромышленник, почётный гражданин, Николай Плотников, прославился сооружением в Астрахани Зимнего театра (ныне Драматический театр), который он построил на собственной земле для жителей города. Театр был построен в 1883 году.
Семья Плотниковых была весьма состоятельной, в районе Стрелки Волги и Кутума ей принадлежал целый квартал, с торговыми рядами и доходными домами. Кроме этого, Астрахань обязана семье Плотниковых и запуском трамвайных линий.
Иван Плотников был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности инженер-технолог.
С 1893 по 1905 годы он исполнял должностные обязанности городского головы. Являлся председателем комиссии по наблюдению за сооружением храма Святого равноапостольного великого князя Владимира.
Строил Плотников свою усадьбу несколько лет, с особым усердием, уделяя внимание каждой детали. Так появились просторные залы, изысканные печи, камины, а во дворе — два двухэтажных флигеля.
Но долго жить в этом доме семье Плотникова не было суждено. В 1917 году грянула революция, которая не обошла стороной и Астрахань. Счастливая и спокойная жизнь купеческой семьи закончилась.
Многие фундаментальные здания в городе стали отдавать под «нужды государства». На время Плотникову удалось сохранить свой особняк.
По некоторым данным в 1918 году в нежилом помещении дома некоторое время размещался санитарный отдел, ведающий всеми лазаретами. В августе 1921 года новой властью было решено открыть здесь картинную галерею. А хозяев — самого купца, его жену, дочку и внучку — переселили на чердак. Некогда богатейшая семья города выживала, выполняя подсобные работы: топили в доме печи, убирали комнаты, подметали двор. За это получали скудный паек. А ведь глава этой семьи оставил Астрахани роскошное здание драматического театра, вкладывал средства в строительство общественных заведений, храмов… Не отставал от него и его сын, также много сделавший для города как общественный деятель и благотворитель.
Фактически дом использовался семьей Плотниковых как жилой около 10 лет, все же остальное время в нем располагалась картинная галерея.
Но главная трагедия семьи Плотниковых случилась через несколько лет. В середине 1920-х годов бывшего городского голову, почетного гражданина Астрахани Ивана Николаевича Плотникова расстреляли. Поговаривали, что убили его ночью во дворе собственного дома. Бывшему купцу тогда было около 70 лет. Оставшиеся члены семьи уехали в Петербург к старшему сыну.
В 1925 году особняк Плотниковых был полностью национализирован.
Величественное здание было свидетелем и других трагических событий. С 1941 по 1944 гг. коллекция находилась в консервации. Усадьбу Плотникова было решено отдать «под нужды войны». В здании картинной галереи был развернут эвакогоспиталь комитета обороны. А когда осенью 1942 года немцы вплотную подошли к Сталинграду. здесь расположился госпиталь НКВД, где содержались пленные немецкие солдаты. Лекарств практически не было, еды не хватало даже астраханцам. Что уж говорить о врагах… Между тем, некоторые горожане воспоминают, что это были обычные люди, религиозные и незлобные. Из-за нехватки лекарств и еды пленные немцы умирали один за другим. Свидетели того времени говорили, что их просто складывали во дворе, а потом вывозили в общую яму.
А зимой 1944 года особняк Плотникова вновь превратился в картинную галерею и открыл свои двери для посетителей. И это несмотря на то, что при разборе вещей служители нередко находили забытые тела мертвецов… Говорят, тогда-то здесь и начали происходить разные загадочные явления. Рассказывают, что иногда по ночам сторожа слышали странные стоны, крики, шепот. Время от времени срабатывала сигнализация, но охрана ничего не находила. Некоторые утверждали, что видели вереницу молодых людей в балахонах. Кто-то «окрашивал» рубахи, в которых ходили призраки, в белый цвет, кто-то — в черный. Но все говорили о том, что привидения двигались вереницей по залу, держались за руки и издавали непонятные звуки: то ли смеялись, то ли плакали.
Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина — одна их старейших в Поволжье. Главное её богатство – это бессмертные произведения лучших отечественных живописцев: Федора Рокотова, Василия Тропинина, Карла Брюллова, Василия Верещагина, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Василия Перова, Архипа Куинджи, Василия Поленова и других художников. Здесь же хранится потрясающая коллекция русского авангарда: работы Василия Кандинского, Каземира Малевича, Марка Шагала, Александра Родченко, Ольги Розановой. Всего в галерее собрано более 19 тысяч художественных произведений. Оказавшись здесь, не пропустите также собрание русских икон XVII-XIX веков и залы со старинными западно-европейскими гравюрами.