Дом Будаговой М.К.

Изящное, но в тоже время монументальное здание, хорошо вписывается в общую застройку северной набережной реки Кутум, и имеет значение одного из наиболее интересных памятников астраханской архитектуры конца 19 – начала 20 века.

Дом был построен в 1910–1916 годах на средства астраханского рыбопромышленника Ф. Будагова. Автор проекта дома – неизвестен. В 1918 году, по просьбе сестры Будагова, Городская Управа приняла дом в своё ведение под городской родильный дом, потом в здании разместился лазарет. А с 1926 года в здании размещался городской роддом. В настоящее время здесь размещается городской центр планирования семьи.

Усадьба занимает угловое положение на пересечении улицы Марфинской (бывшая набережная Чесноковского ерика) и северной набережной р. Кутум. Состав усадьбы включает в себя жилой дом, ограду флигель и ряд служб, расположенные по периметру двора. Ансамбль формируется вокруг крупномасштабного двухэтажного дома, центром композиции которого является изящная угловая полуротонда, плавно объединяющая два крыла здания.

Существует предположение, что дом строился по образцу известного дома Юшкова в Москве (построенного архитектором В. Баженовым на Мясницкой улице), у обеих построек имеется сходство планировки и оформления фасадов. Дом Будагова представляет собой замечательный пример того, как идеи классицизма могут быть переосмыслены и переработаны в эпоху господства совершенно иных архитектурных стилей.

Строительные работы по возведению каменного двухэтажного дома и каменного флигеля велись более 5 лет. Предварительно была сделана забойка, чтобы вода в половодье не проникала в лощину, создавая угрозу подмочки фундамента с западной стороны. С востока к участку застройки примыкала усадьба купца Шелехова, поражавшая современников пышностью своих «ренессансных» декораций. Известна версия, согласно которой Фома Будагов поставил перед собой цель затмить впечатление, производимое особняком соседа, ещё более грандиозным сооружением.

Семья Фомы Христофоровича Будагова принадлежала к среде состоятельных астраханских армян мещанского сословия. Его отец являлся домовладельцем, содержал небольшое торговое заведение. Получив образование в Соболевском реальном училище, Фома Будагов поступает на службу в контору рыбопромышленника Константина Петровича Воробьева, известного астраханского богача и мецената. Деловые качества молодого служащего обратили на себя внимание и вскоре Будагов становится конторщиком, а позднее вступает в брак с дочерью К. П. Воробьева, Матрёной Константиновной.

В 1906 году астраханский мещанин Фома Христофорович Будагов, проживающий в доме тестя, выступает доверенным лицом К. П. Воробьева при оценке его дома по улице Почтовой под залог. Огромное приданое жены позволило Будагову начать строительство собственного особняка, призванного продемонстрировать общественное положение его владельца. В 1912 году Ф. Х. Будагов в качестве представителя г. Астрахани принимает участие в юбилейных торжествах в Москве по случаю 100-летия Бородинской битвы. В 1913 году Будагов вкладывает часть капиталов в акционерное общество «Унион», позднее названное фирмой «Унион».  Фирма занималась продажей английских холодильных установок для заморозки рыбной продукции.

В 1906 году астраханский мещанин Фома Христофорович Будагов, проживающий в доме тестя, выступает доверенным лицом К. П. Воробьева при оценке его дома по улице Почтовой под залог. Огромное приданое жены позволило Будагову начать строительство собственного особняка, призванного продемонстрировать общественное положение его владельца. В 1912 году Ф. Х. Будагов в качестве представителя г. Астрахани принимает участие в юбилейных торжествах в Москве по случаю 100-летия Бородинской битвы. В 1913 году Будагов вкладывает часть капиталов в акционерное общество «Унион», позднее названное фирмой «Унион».  Фирма занималась продажей английских холодильных установок для заморозки рыбной продукции.

Здание двухэтажное с подвалом, кирпичное, оштукатуренное, имеет сложный план. Состоит из трёх объёмов: ротонды в средней части и двух равных крыльев, симметрично отходящих от ротонды. Ротонда в 3 оси, возвышается над боковыми частями здания. На уличном фасаде она оформлена колоннадой из 4-х ионических колонн. Верхние окна ротонды, являющиеся окнами второго света верхнего зала – круглые, размещены в круглых уступах. Ризалиты, также имеющие круглые окна, оформлены двухколонными ионическими портиками, колонны которых имеют те же пропорции, что и колонны ротонды. Окна крыльев здания на уличных фасадах размещены по 5 осям. Окна между ризалитами и ротондой распределены попарно.

Верхние окна имеют подоконные плиты с выносом, поддерживаемые плоскими консолями. Между консолями протянута лепная гирлянда. Окна 1-го этажа украшены пятичастным замком в штукатурке. Фасады обработаны рустом.  Южный ризалит во 2-ом этаже имеет балкон с парапетом из фигурных балясин. Уличные фасады завершаются развитым антаблементом (архитрав, гладкий фриз и венчающий карниз), раскрепованным по ризалитам. К крыльям здания с торцов углами примыкают два небольших оштукатуренных флигеля (сторожки). На уровне верхнего полуэтажа устроен дворовый эркер. Вдоль уличных фасадов здания (северо-западного и южного) в плоскости уличных стенок сторожек проходит низкая кирпичная оштукатуренная ограда. Два уличных входа расположены симметрично в боковых ризалитных выступах крыльев. В интерьере парадных залов (ротонда) сохранились лепные карнизы плафонов, наборный паркет полов.

Дворовые фасады решены асимметрично: в центральной части имеется трёхгранный выступ, северо-западное крыло разделено на два полуэтажа, на уровне верхнего устроен дворовый эркер. Число оконных проёмов в разных частях фасадов неодинаково, оконные проёмы разной формы и размера. Арочные окна первого этажа северо-восточного крыла украшены замком, одно окно переделано в прямоугольное. Окна второго этажа в этом крыле имеют расширенные проёмы. Предполагается, что в этой части здания должна была находиться зимняя оранжерея. Фасады имеют два выхода во двор. Северо-восточный, оформленный аркой с замком, вёл в небольшой сад. В настоящее время сад не существует, а портал северо-восточного выхода перекрыт деревянным тамбуром.

Стены дворовых фасадов кирпичные, декоративные средства использованы скупо: несколько квадратных и восьмиугольных неглубоких ниш, которые размещены между рядами окон в северо-западном крыле здания, подчеркнутые кладкой оконные перемычки окно подвала, сохранившее металлическую решетку простого рисунка. Венчающий карниз дворовых фасадов состоит из нескольких обломов, выполненых в кирпиче.

Архитектурная тема парадной декорации здания поддержана двухъярусной летней террасой, расположенной в торце дома со стороны северного фасада. Терраса оштукатурена, стены её в средней части рустованы, прямоугольные проёмы в стенах оформлены низким парапетом из ряда балясинок. Завершается терраса открытой площадкой с балюстрадой.

Нормативность, «классичность» присуща также интерьерам дома Будагова, но здесь заметно противоречие между необходимостью следовать канонам и стремлением к свободной и естественной организации пространства. Это нашло своё отражение, прежде всего, в планировке внутренних покоев дома. Здание имеет два композиционных ядра, одно из которых формирует парадную зону, другое организует движение пространства. Парадная часть обращённая к улицам, представлена в обоих этажах комплексом помещений с центральным звеном из ротонды и восьмиугольного зала, вытянутыми по поперечной оси здания и соединёнными промежуточной ячейкой. Одновременно развитие движения внутри особняка осуществляется из вестибюля, смещенного в юго-восточный ризалит. Планировка первого и второго этажей в целом сходна. Нормативность, заданная парадными фасадами, выдержана лишь отчасти.

В построении внутренних помещений отсутствует анфиладность, асимметрично организованы помещения, прилегающие к дворовым фасадам. Здесь располагались хозяйственные и санитарно-гигиенические службы, предполагаемая оранжерея, кухня.  Размеры и конфигурация помещений варьируются. Их взаимосвязь в пределах этажа осуществляется, прежде всего, по продольной оси — через посредство длинного коридора, протянувшегося вдоль здания от входного вестибюля до капитальной стены юго-западного ризалита. Разные уровни помещений соответствуют их функциональному назначению, перепады пространства от вестибюля к ротонде и эркеру вносят ощутимую полемику в нормативность системы. Расположение дверей в покоях произвольно и подчинено принципам свободной компоновки, соображениям комфорта и целесообразности.

Увеличить презентацию

Посмотреть фильм о доме Будаговых

Дислокация здания на карте г.Астрахани