Персидское подворье
Начиная с XVII в. г. Астрахань становится центром торговли с Востоком. В 1625 г. князь С. Прозоровский повелел построить в Астрахани каменные гостиные дворы для приезжающих иностранных купцов «по обряду азиатскому». А. Олеарий в 1636 г. писал о персах, индусах, бухарцах, татарах, армянах, имеющих в Астрахани свои торговые площади. В 1669 г. И. Стрюйс отмечал, что главную отрасль торговли в Астрахани составляет шёлк из Персии. В наказе 1672 г. астраханскому воеводе А.Н. Одоевскому предписывалось «сделать для приезду и торгу иноземцам… гостиной особой двор…».
На протяжении всего XVIII в. издаются указы о льготах приезжающим в Астрахань иностранным купцам. Джон Белль в 1716 г. писал о том, что в Астрахани «купцы… различных народов имеют… общий караван-сарай или гостиный двор, здесь они живут и продают свои товары». Эти гостиные дворы по генеральным планам XVIII в. просматриваются в центре Белого города и именуются индийским и армянским гостиными дворами. Все постройки были казёнными.
Одной из наиболее крупных торговых колоний была персидская. В 1820-1830-х гг. персидская торговля в Астрахани стала преобладающей. С XVIII по XIX вв. в городе на месте будущего подворья проживали персидские консулы.
В период 1852-1863 годов на этом месте состоятельным персидским купцом Аджи Усейновым был построен каменный двухэтажный с двумя мезонинами гостиный дом с лавками, который вплоть до 1917 года принадлежал наследникам Усейнова. Аджи Али Акпер Усейнов был на рубеже 19-20-х веков крупнейшим астраханским купцом. До 1891 года являлся временным, а затем (вплоть до своей смерти в 1914 г.) постоянным купцом 1-ой гильдии. Его отец Аджи Молла Алескер Усейнов появился в Астрахани в 1850-х годах и долгое время значился сначала московским, а потом шемахинским купцом 1-ой гильдии и оставил весьма заметный след в астраханском торговом мире. Усейновы были не только торговыми людьми, но и общественными деятелями. Они активно участвовали в создании Астраханской ярмарки по подобию Нижегородской. Аджи Усейнов был назначен в комиссию по её созданию и руководству. Проведение Астраханской ярмарки было разрешено Министерством Финансов в 1885 году и проводилась она с 20 мая по 20 июня ежегодно, в том числе в подворье. Эти купцы стояли у истоков мусульманской благотворительности в Астрахани. Своими пожертвованиями Усейновы поддерживали содержание детских приютов, училищ, общественных библиотек, оплачивали нужды заключенных в тюрьмах, Также оставили после себя здания, которые и по сей день украшают Астрахань и создают ее неповторимый облик.
Уличные фасады дома выходили на три улицы: Почтовую (ныне Чернышевского), Индийскую (ныне Володарского), Екатерининскую (ныне Советскую). На верхнем этаже размещались квартиры и номера, нижний этаж занимали магазины, питейные заведения. В подвалах находились склады, хозяйственные помещения и конюшни. Выходящие на юг комнаты под мезонином персидские купцы использовали как помещения для молитвы.
В 1824 году путешественник А. Павлов в период пребывания в Астрахани оставил описание персидского двора, как места «занимательного собранием торгующих азийских народов. В этом месте видно сборище почти целого востока… Они (персияне) живут в большом каменном 3-х этажном доме, под которым находится в длину около 50, а в ширину до 80 сажень земли. Это здание, на улицу, в прямолинейном направлении, имеет в нижнем этаже до 30 больших лавок, отдаваемых персиянами в наём… В среднем и верхнем – отделаны жилые покои для приезжих гостей, а лицом на двор – особые комнаты занимают сами персияне.. На обширном их дворе устроены весы, а возле них — складочные для товаров места…».
Еще с XVI века Российское государство и Иран налаживали взаимовыгодные торговые отношения. Российским правительством создавались специальные условия для иранских торговцев. Персия, в свою очередь, установила исключительные привилегии для русских купцов. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «…Главнейшие предметы вывоза, за исключением золота и серебра, были: бумажные ткани, холст, сахар, железные и медные изделия, стекло, галантерейные вещи, писчая бумага, соль, краски и некоторые другие товары. В привозе заграничным путем было: из Персии на 2817623 руб… Главный продукт хлопок; кроме него, главнейшие предметы ввоза составляли фрукты, рис, орехи, шелк и изделия из него, кожи, шерсть, рыбные продукты и некоторые другие товары».
Важную роль в создании торговых отношений играла Астрахань, в которой издавна пересекались торговые пути, связывающие Восточную Азию с Европой и Ближним Востоком. Астраханским воеводам было наказано «хорошо устраивать купцов и послов из Ирана, чтобы они впредь в Астрахань торговать ездили». Проживавшие в Астрахани вплоть до их депортации в 1930-х годов персы придавали особенный, неповторимый колорит южному городу главным образом своим экзотическим видом и празднествами. Ян Полоцкий, побывавший в Астрахани, писал: «В Астрахани больше купцов персидских, нежели индейских; я видел двести первых, собравшихся в караван-сарае, который они украсили для праздника Госсейна; здание было освещено большими фонарями в китайском вкусе, что производило прекрасный вид».
В 20 веке здание использовалось как жилой дом с магазинами на первом этаже, каким оно впрочем, является и сейчас.
Дом построен по периметру участка и образовывает внутренний двор, обрамлённый дворовыми галереями, которые украшают двухъярусные аркады – ряды полуциркульных арок. В основе планировки как персидского так армянского и индийского подворья лежала идея средневекового караван-сарая – со всех сторон замкнутого квадратного или прямоугольного сооружения с одними воротами, ведущими во внутренний двор. Но если планировка и решение внутренних фасадов характерно для архитектуры востока, то наружные фасады, выходящие на улицы, имеют ритмичный ряд оконных проемов и декоративное убранство, типичные для европейского классицизма. Фасады выходящие на улицы Советская и Чернышевского, завершаются мезонинами.
Персидское подворье представляет интерес как образец торговой архитектуры, пришедший в Россию с востока и укоренившийся в Астрахани с XVII в. Синтез архитектуры востока и европейского классицизма налагает печать неповторимого своеобразия. Судьба Персидского подворья связана с местом пребывания в городе персидской колонии, что подчёркивает его историческую роль.
Увеличить презентацию
Посмотреть фильм о Персидском подворье
Дислокация здания на карте г.Астрахани
Персидское подворье
Начиная с XVII в. г. Астрахань становится центром торговли с Востоком. В 1625 г. князь С. Прозоровский повелел построить в Астрахани каменные гостиные дворы для приезжающих иностранных купцов «по обряду азиатскому». А. Олеарий в 1636 г. писал о персах, индусах, бухарцах, татарах, армянах, имеющих в Астрахани свои торговые площади. В 1669 г. И. Стрюйс отмечал, что главную отрасль торговли в Астрахани составляет шёлк из Персии. В наказе 1672 г. астраханскому воеводе А.Н. Одоевскому предписывалось «сделать для приезду и торгу иноземцам… гостиной особой двор…».
На протяжении всего XVIII в. издаются указы о льготах приезжающим в Астрахань иностранным купцам. Джон Белль в 1716 г. писал о том, что в Астрахани «купцы… различных народов имеют… общий караван-сарай или гостиный двор, здесь они живут и продают свои товары». Эти гостиные дворы по генеральным планам XVIII в. просматриваются в центре Белого города и именуются индийским и армянским гостиными дворами. Все постройки были казёнными.
Одной из наиболее крупных торговых колоний была персидская. В 1820-1830-х гг. персидская торговля в Астрахани стала преобладающей. С XVIII по XIX вв. в городе на месте будущего подворья проживали персидские консулы.
В период 1852-1863 годов на этом месте состоятельным персидским купцом Аджи Усейновым был построен каменный двухэтажный с двумя мезонинами гостиный дом с лавками, который вплоть до 1917 года принадлежал наследникам Усейнова. Аджи Али Акпер Усейнов был на рубеже 19-20-х веков крупнейшим астраханским купцом. До 1891 года являлся временным, а затем (вплоть до своей смерти в 1914 г.) постоянным купцом 1-ой гильдии. Его отец Аджи Молла Алескер Усейнов появился в Астрахани в 1850-х годах и долгое время значился сначала московским, а потом шемахинским купцом 1-ой гильдии и оставил весьма заметный след в астраханском торговом мире. Усейновы были не только торговыми людьми, но и общественными деятелями. Они активно участвовали в создании Астраханской ярмарки по подобию Нижегородской. Аджи Усейнов был назначен в комиссию по её созданию и руководству. Проведение Астраханской ярмарки было разрешено Министерством Финансов в 1885 году и проводилась она с 20 мая по 20 июня ежегодно, в том числе в подворье. Эти купцы стояли у истоков мусульманской благотворительности в Астрахани. Своими пожертвованиями Усейновы поддерживали содержание детских приютов, училищ, общественных библиотек, оплачивали нужды заключенных в тюрьмах, Также оставили после себя здания, которые и по сей день украшают Астрахань и создают ее неповторимый облик.
Уличные фасады дома выходили на три улицы: Почтовую (ныне Чернышевского), Индийскую (ныне Володарского), Екатерининскую (ныне Советскую). На верхнем этаже размещались квартиры и номера, нижний этаж занимали магазины, питейные заведения. В подвалах находились склады, хозяйственные помещения и конюшни. Выходящие на юг комнаты под мезонином персидские купцы использовали как помещения для молитвы.
В 1824 году путешественник А. Павлов в период пребывания в Астрахани оставил описание персидского двора, как места «занимательного собранием торгующих азийских народов. В этом месте видно сборище почти целого востока… Они (персияне) живут в большом каменном 3-х этажном доме, под которым находится в длину около 50, а в ширину до 80 сажень земли. Это здание, на улицу, в прямолинейном направлении, имеет в нижнем этаже до 30 больших лавок, отдаваемых персиянами в наём… В среднем и верхнем – отделаны жилые покои для приезжих гостей, а лицом на двор – особые комнаты занимают сами персияне.. На обширном их дворе устроены весы, а возле них — складочные для товаров места…».
Еще с XVI века Российское государство и Иран налаживали взаимовыгодные торговые отношения. Российским правительством создавались специальные условия для иранских торговцев. Персия, в свою очередь, установила исключительные привилегии для русских купцов. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «…Главнейшие предметы вывоза, за исключением золота и серебра, были: бумажные ткани, холст, сахар, железные и медные изделия, стекло, галантерейные вещи, писчая бумага, соль, краски и некоторые другие товары. В привозе заграничным путем было: из Персии на 2817623 руб… Главный продукт хлопок; кроме него, главнейшие предметы ввоза составляли фрукты, рис, орехи, шелк и изделия из него, кожи, шерсть, рыбные продукты и некоторые другие товары».
Важную роль в создании торговых отношений играла Астрахань, в которой издавна пересекались торговые пути, связывающие Восточную Азию с Европой и Ближним Востоком. Астраханским воеводам было наказано «хорошо устраивать купцов и послов из Ирана, чтобы они впредь в Астрахань торговать ездили». Проживавшие в Астрахани вплоть до их депортации в 1930-х годов персы придавали особенный, неповторимый колорит южному городу главным образом своим экзотическим видом и празднествами. Ян Полоцкий, побывавший в Астрахани, писал: «В Астрахани больше купцов персидских, нежели индейских; я видел двести первых, собравшихся в караван-сарае, который они украсили для праздника Госсейна; здание было освещено большими фонарями в китайском вкусе, что производило прекрасный вид».
В 20 веке здание использовалось как жилой дом с магазинами на первом этаже, каким оно впрочем, является и сейчас.
Дом построен по периметру участка и образовывает внутренний двор, обрамлённый дворовыми галереями, которые украшают двухъярусные аркады – ряды полуциркульных арок. В основе планировки как персидского так армянского и индийского подворья лежала идея средневекового караван-сарая – со всех сторон замкнутого квадратного или прямоугольного сооружения с одними воротами, ведущими во внутренний двор. Но если планировка и решение внутренних фасадов характерно для архитектуры востока, то наружные фасады, выходящие на улицы, имеют ритмичный ряд оконных проемов и декоративное убранство, типичные для европейского классицизма. Фасады выходящие на улицы Советская и Чернышевского, завершаются мезонинами.
Персидское подворье представляет интерес как образец торговой архитектуры, пришедший в Россию с востока и укоренившийся в Астрахани с XVII в. Синтез архитектуры востока и европейского классицизма налагает печать неповторимого своеобразия. Судьба Персидского подворья связана с местом пребывания в городе персидской колонии, что подчёркивает его историческую роль.