Астраханская Биржа

Шедевр астраханского архитектора Вальдовского-Варганека

1 октября 1906 г. общее собрание Биржевого общества избрало Комиссию по вопросам строительства нового здания Биржи. Комиссия приняла решение провести среди астраханских архитекторов конкурс на лучший проект здания. Для составления проекта были приглашены три архитектора : К.К.Домонтович, С.И.Карягин и А.С.Малаховский.  Комиссия опредлделила основные необходимые параметры здания, структуру помещений, расположение входов, балконов, ресторанов и контор и назначила вознаграждение участникам конкурса.

Не будучи официально приглашен, В.Б.Вальдовский – Варганек так же высказал желание участвовать в конкурсе, причем без вознаграждения, и получил поддержку Биржевого Комитета.

26 февраля 1907г. Комиссия  по строительству отдала предпочтение проектам  В.Б.Вальдовского – Варганека и С.И.Карягина. Архитекторам было предложено до 1 апреля 1907г. переработать проекты в соответствии с размером земельного участка, находившегося в пользовании Биржевого общества. 1апреля Биржевой Комитет окончательно принял проект В.Б.Вальдовского — Варганека. Было решено поручить ему и технический надзор за строительством здания.

Затем наступил перерыв, связанный со сбором средств  на строительство. Архитектор произвел нивелировку  местности вокруг места строительства.

Приступая к реализации своего проекта,   Вальдовский предложил оригинальный метод кладки бетонных полов подвала в здании Биржи. Вальдовский предложил бетонные своды, висячие железобетонные балконы, наиболее эффективную систему парового отопления и вентиляции. Затем был  составлен контракт с  подрядчиком  И.А.Хромовым  и для надзора с 1 января 1908г. был нанят «ученый десятник» А.М.Федоров.  Биржевой Комиссии был представлен список необходимых для постройки материалов: кирпича, леса, цемента и т.п.

В конце апреля 19010г. строительные работы были закончены. «Таким образом, в Астрахани появилось новое, очень свежее по архитектуре здание, выражавшее пафос новой эпохи, представлявшее яркий образчик нового стиля в его наиболее «продвинутом» вари анте, называемом «рациональный модерн», протофункционализм», — заключает Е.В.Гусарова.

Архитектурные особенности здания Торгово-промышленной Биржи прослеживаются по историческим фотодокументам, поэтажным планам 2009г. и натурно.  Объемно — пространственное решение Биржи  сочетает  горизонтальные объемы центральных вестибюлей  и примыкающих к ним по сторонам помещений с вертикалями  парадных лестниц, увенчанных световым фонарем.

Этот пространственный стержень   несет обращенный к Волге главный зал собраний  на верхнем этаже и ресторан биржевиков  этажом ниже. 

По другую сторону  от  этой композиционно-пространственной структуры  размещена доминанта здания  — башня с часами. 

Пространственная композиция здания, построенная на сложной игре объемов, многообразии ракурсов, создающих чрезвычайно динамичный силуэт,  декоративное решение его фасадов  соответствуют стилистике модерна. В центральный, более высокий объем, выступающий ризалитами на северном и южном фасадах,  вписаны с востока и запад чуть более низкие объемы и цилиндрические эркеры.

В двух эркерах, ближайших к Волге, размещены винтовые лестницы. Выявленные на фасаде оконными проемами. Винтовые лестницы ведет в открытые беседки, возвышающиеся над кровлей здания. Эркеры, примыкающие к центральному объему со стороны города, увенчаны небольшими сферическими куполами.

Фасад, обращенный к Волге, украшен тройным овальным окном, характерным для эпохи модерн. Торец, развернутый к городу, венчает башня, ассоциированная с маяком. Е.В.Гусарова проводит параллель между зданием Биржи и колокольней, средневековой  башней-беффруа, символизировавшей в Европейских городах достоинство цехового и торгового сословия.

Одновременно Е.В.Гусарова подчеркивает прямое влияние на проектное решение Вальдовского-Варганека московской архитектурной школы и   непосредственно академика архитектуры Сергея Устиновича Соловьева, талантливого московского архитектора, реставратора  и педагога. Пластическое  решение  астраханской Биржи в равной степени   перекликается с произведениями петербургского модерна, получившего широкую известность в 1900-ые годы, как «манифест, как «программные образцы этого стиля». 

Дислокация здания на карте г.Астрахани