Небольшой, но приметный купеческий дом под черепичной крышей на набережной реки Кутум связан с именем Павла Михайловича Догадина (1876-1919) — основателя Астраханской картинной галереи. Именно здесь в декабре 1918 года был открыт общедоступный художественный музей, основу которого составила коллекция живописи и графики, переданная в общественное пользование ее владельцем. Дом П.М.Догадина представляет редкий для Астрахани сохранившийся образец ранней типовой застройки конца XVIII– начала XIX столетия. Первоначальная планировка усадьбы со стороны набережной реки Кутум обозначена оградой с воротами и калиткой. Предположительно, автором проекта являлся талантливый астраханский городской архитектор Александр Дигби (1758 — после 1843). После переезда Картинной галереи в 1921году в новое просторное здание по ул. Свердлова, 81 (бывший особняк городского головы И.Н.Плотникова) дом на набережной использовался под коммунальные квартиры и частные заведения. В 2018 году на фасаде дома установлена памятная доска с барельефом П.М.Догадина.
Купец по происхождению, инженер-механик по образованию, коллекционер по призванию – таким был Павел Михайлович Догадин (1876-1919). Недолгая жизнь не помешала ему войти в историю родной Астрахани как бескорыстному любителю искусства, гражданину, патриоту малой родины и основателю художественного музея, известного во всём мире.
1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого. Затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции изобразительного искусства, в будущем ставшей ядром Астраханской галереи.
Павел Михайлович стал признанным астраханским коллекционером. Последовательно складывающееся собрание картин и рисунков отражало развитие русского искусства в современную Догадину эпоху – вторую половину XIX-начало XX века. Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну.
Судьбоносное для Догадина и Астрахани событие случилось 15 декабря 1918 года: «В октябре прошлого года я принёс всё своё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому Губернскому совету профессиональных союзов, и так положил начало художественной галерее в Астрахани. Таким образом, осуществилась, наконец, моя заветная мечта. Меня назначили заведующим и хранителем галереи, помещающейся в моём доме. 15 декабря прошлого года галерея открылась для публики», – писал Догадин в феврале 1919 года петроградскому художнику Владимиру Фролову. Благодаря Догадину в городе появился художественный музей. Он расположился в его собственном доме на Набережной реки Кутум. Дом сохранился до наших дней по адресу ул. Красная Набережная, 39. Его фасад украшает мемориальная доска, сообщающая об историческом значении
На плане территории 1834 г. на пересечении набережных р. Кутума и Чесноковского ерика показан вышеназванный квартал, где на месте существующего ныне участка поул. Кр. Набережная, 39 и ул. Марфинская, 1 обозначено угловое здание, в плане прямоугольное.С 1871 по 1875 г., по данным архивных документов, в 3 уч. 9 окол. владельцем интересующего нас участка был купец, астраханский мещанин Яковлев Иван Яковлевич. Ему принадлежали «каменный одноэтажный дом с мезонином, флигелем и надворными постройками».
С 1885 по 1893гг. в 9 окол. под № 47 домовладение значится за Догадиным Константином Павловичем. Предполагается, что дом перешёл к К. Догадину после кончины матери Е.И. Догадиной. В 1914 г. после смерти Догадина К.П. дом на углу ул. Набережная р. Кутум и Чесноковского ерика перешел в собственность к его племяннику и крестнику Павлу Михайловичу
15 декабря 1918 г. в доме был открыт первый астраханский художественный музей, хранителем и заведующим которого стал Догадин Павел Михайлович. Музей назывался «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». От всей усадьбы до нашего времени сохранились только «каменный дом с мезонином» и ограда с воротами и калитками. Памятник представляет собой кирпичный одноэтажный объём на бутовом фундаменте, прямоугольный в плане, с выступающим простенком в торцевой (западной) стене, мезонином и деревянной галереей по северному дворовому фасаду. Имеет вальмовую крышу с черепичным покрытием. К западному торцу дома примыкает кирпичная ограда с воротами и двумя калитками, выстроенная в линии застройки улицы. Стены дома покрыты гладкой штукатуркой. Центральная часть главного южного фасада выделена незначительной раскреповкой в три оси проёмов, над сандриком центрального окна – крупная лепная фигурная деталь. Памятник представляет историко-культурную ценность как образец жилого дома 1-й трети XIX в., выполненный по образцовому проекту в духе позднего классицизма с оттенком местной самобытности.
Увеличить презентацию
Посмотреть фильм о доме Догадина
Коллекция Павла Догадина – основа собрания Астраханской картинной галереи, а его личность стала неотъемлемой частью истории города…
чтобы прочитать очерк о Павле Михайловиче Догадине кликните на этот блок
Дислокация здания на карте г.Астрахани
Небольшой, но приметный купеческий дом под черепичной крышей на набережной реки Кутум связан с именем Павла Михайловича Догадина (1876-1919) — основателя Астраханской картинной галереи. Именно здесь в декабре 1918 года был открыт общедоступный художественный музей, основу которого составила коллекция живописи и графики, переданная в общественное пользование ее владельцем. Дом П.М.Догадина представляет редкий для Астрахани сохранившийся образец ранней типовой застройки конца XVIII– начала XIX столетия. Первоначальная планировка усадьбы со стороны набережной реки Кутум обозначена оградой с воротами и калиткой. Предположительно, автором проекта являлся талантливый астраханский городской архитектор Александр Дигби (1758 — после 1843). После переезда Картинной галереи в 1921году в новое просторное здание по ул. Свердлова, 81 (бывший особняк городского головы И.Н.Плотникова) дом на набережной использовался под коммунальные квартиры и частные заведения. В 2018 году на фасаде дома установлена памятная доска с барельефом П.М.Догадина.
Купец по происхождению, инженер-механик по образованию, коллекционер по призванию – таким был Павел Михайлович Догадин (1876-1919). Недолгая жизнь не помешала ему войти в историю родной Астрахани как бескорыстному любителю искусства, гражданину, патриоту малой родины и основателю художественного музея, известного во всём мире.
1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого. Затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции изобразительного искусства, в будущем ставшей ядром Астраханской галереи.
Павел Михайлович стал признанным астраханским коллекционером. Последовательно складывающееся собрание картин и рисунков отражало развитие русского искусства в современную Догадину эпоху – вторую половину XIX-начало XX века. Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну.
Судьбоносное для Догадина и Астрахани событие случилось 15 декабря 1918 года: «В октябре прошлого года я принёс всё своё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому Губернскому совету профессиональных союзов, и так положил начало художественной галерее в Астрахани. Таким образом, осуществилась, наконец, моя заветная мечта. Меня назначили заведующим и хранителем галереи, помещающейся в моём доме. 15 декабря прошлого года галерея открылась для публики», – писал Догадин в феврале 1919 года петроградскому художнику Владимиру Фролову. Благодаря Догадину в городе появился художественный музей. Он расположился в его собственном доме на Набережной реки Кутум. Дом сохранился до наших дней по адресу ул. Красная Набережная, 39. Его фасад украшает мемориальная доска, сообщающая об историческом значении
На плане территории 1834 г. на пересечении набережных р. Кутума и Чесноковского ерика показан вышеназванный квартал, где на месте существующего ныне участка поул. Кр. Набережная, 39 и ул. Марфинская, 1 обозначено угловое здание, в плане прямоугольное.С 1871 по 1875 г., по данным архивных документов, в 3 уч. 9 окол. владельцем интересующего нас участка был купец, астраханский мещанин Яковлев Иван Яковлевич. Ему принадлежали «каменный одноэтажный дом с мезонином, флигелем и надворными постройками».
С 1885 по 1893гг. в 9 окол. под № 47 домовладение значится за Догадиным Константином Павловичем. Предполагается, что дом перешёл к К. Догадину после кончины матери Е.И. Догадиной. В 1914 г. после смерти Догадина К.П. дом на углу ул. Набережная р. Кутум и Чесноковского ерика перешел в собственность к его племяннику и крестнику Павлу Михайловичу
15 декабря 1918 г. в доме был открыт первый астраханский художественный музей, хранителем и заведующим которого стал Догадин Павел Михайлович. Музей назывался «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». От всей усадьбы до нашего времени сохранились только «каменный дом с мезонином» и ограда с воротами и калитками. Памятник представляет собой кирпичный одноэтажный объём на бутовом фундаменте, прямоугольный в плане, с выступающим простенком в торцевой (западной) стене, мезонином и деревянной галереей по северному дворовому фасаду. Имеет вальмовую крышу с черепичным покрытием. К западному торцу дома примыкает кирпичная ограда с воротами и двумя калитками, выстроенная в линии застройки улицы. Стены дома покрыты гладкой штукатуркой. Центральная часть главного южного фасада выделена незначительной раскреповкой в три оси проёмов, над сандриком центрального окна – крупная лепная фигурная деталь. Памятник представляет историко-культурную ценность как образец жилого дома 1-й трети XIX в., выполненный по образцовому проекту в духе позднего классицизма с оттенком местной самобытности.