![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/DSC_0276-rotated.jpg)
Небольшой, но приметный купеческий дом под черепичной крышей на набережной реки Кутум связан с именем Павла Михайловича Догадина (1876-1919) — основателя Астраханской картинной галереи. Именно здесь в декабре 1918 года был открыт общедоступный художественный музей, основу которого составила коллекция живописи и графики, переданная в общественное пользование ее владельцем. Дом П.М.Догадина представляет редкий для Астрахани сохранившийся образец ранней типовой застройки конца XVIII– начала XIX столетия. Первоначальная планировка усадьбы со стороны набережной реки Кутум обозначена оградой с воротами и калиткой. Предположительно, автором проекта являлся талантливый астраханский городской архитектор Александр Дигби (1758 — после 1843). После переезда Картинной галереи в 1921году в новое просторное здание по ул. Свердлова, 81 (бывший особняк городского головы И.Н.Плотникова) дом на набережной использовался под коммунальные квартиры и частные заведения. В 2018 году на фасаде дома установлена памятная доска с барельефом П.М.Догадина.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/DSC_0279-rotated.jpg)
Купец по происхождению, инженер-механик по образованию, коллекционер по призванию – таким был Павел Михайлович Догадин (1876-1919). Недолгая жизнь не помешала ему войти в историю родной Астрахани как бескорыстному любителю искусства, гражданину, патриоту малой родины и основателю художественного музея, известного во всём мире.
1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого. Затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции изобразительного искусства, в будущем ставшей ядром Астраханской галереи.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/DSC_0282-rotated.jpg)
Павел Михайлович стал признанным астраханским коллекционером. Последовательно складывающееся собрание картин и рисунков отражало развитие русского искусства в современную Догадину эпоху – вторую половину XIX-начало XX века. Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну.
Судьбоносное для Догадина и Астрахани событие случилось 15 декабря 1918 года: «В октябре прошлого года я принёс всё своё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому Губернскому совету профессиональных союзов, и так положил начало художественной галерее в Астрахани. Таким образом, осуществилась, наконец, моя заветная мечта. Меня назначили заведующим и хранителем галереи, помещающейся в моём доме. 15 декабря прошлого года галерея открылась для публики», – писал Догадин в феврале 1919 года петроградскому художнику Владимиру Фролову. Благодаря Догадину в городе появился художественный музей. Он расположился в его собственном доме на Набережной реки Кутум. Дом сохранился до наших дней по адресу ул. Красная Набережная, 39. Его фасад украшает мемориальная доска, сообщающая об историческом значении
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/усадьба-яковлева.jpg)
На плане территории 1834 г. на пересечении набережных р. Кутума и Чесноковского ерика показан вышеназванный квартал, где на месте существующего ныне участка поул. Кр. Набережная, 39 и ул. Марфинская, 1 обозначено угловое здание, в плане прямоугольное.С 1871 по 1875 г., по данным архивных документов, в 3 уч. 9 окол. владельцем интересующего нас участка был купец, астраханский мещанин Яковлев Иван Яковлевич. Ему принадлежали «каменный одноэтажный дом с мезонином, флигелем и надворными постройками».
С 1885 по 1893гг. в 9 окол. под № 47 домовладение значится за Догадиным Константином Павловичем. Предполагается, что дом перешёл к К. Догадину после кончины матери Е.И. Догадиной. В 1914 г. после смерти Догадина К.П. дом на углу ул. Набережная р. Кутум и Чесноковского ерика перешел в собственность к его племяннику и крестнику Павлу Михайловичу
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/DSC_0281.jpg)
15 декабря 1918 г. в доме был открыт первый астраханский художественный музей, хранителем и заведующим которого стал Догадин Павел Михайлович. Музей назывался «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». От всей усадьбы до нашего времени сохранились только «каменный дом с мезонином» и ограда с воротами и калитками. Памятник представляет собой кирпичный одноэтажный объём на бутовом фундаменте, прямоугольный в плане, с выступающим простенком в торцевой (западной) стене, мезонином и деревянной галереей по северному дворовому фасаду. Имеет вальмовую крышу с черепичным покрытием. К западному торцу дома примыкает кирпичная ограда с воротами и двумя калитками, выстроенная в линии застройки улицы. Стены дома покрыты гладкой штукатуркой. Центральная часть главного южного фасада выделена незначительной раскреповкой в три оси проёмов, над сандриком центрального окна – крупная лепная фигурная деталь. Памятник представляет историко-культурную ценность как образец жилого дома 1-й трети XIX в., выполненный по образцовому проекту в духе позднего классицизма с оттенком местной самобытности.
Увеличить презентацию
Посмотреть фильм о доме Догадина
![Павел Михайлович Догадин](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/08/Павел-Михайлович-Догадин-e1659984498429.jpg)
Коллекция Павла Догадина – основа собрания Астраханской картинной галереи, а его личность стала неотъемлемой частью истории города…
чтобы прочитать очерк о Павле Михайловиче Догадине кликните на этот блок
Дислокация здания на карте г.Астрахани
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/DSC_0276-rotated.jpg)
Небольшой, но приметный купеческий дом под черепичной крышей на набережной реки Кутум связан с именем Павла Михайловича Догадина (1876-1919) — основателя Астраханской картинной галереи. Именно здесь в декабре 1918 года был открыт общедоступный художественный музей, основу которого составила коллекция живописи и графики, переданная в общественное пользование ее владельцем. Дом П.М.Догадина представляет редкий для Астрахани сохранившийся образец ранней типовой застройки конца XVIII– начала XIX столетия. Первоначальная планировка усадьбы со стороны набережной реки Кутум обозначена оградой с воротами и калиткой. Предположительно, автором проекта являлся талантливый астраханский городской архитектор Александр Дигби (1758 — после 1843). После переезда Картинной галереи в 1921году в новое просторное здание по ул. Свердлова, 81 (бывший особняк городского головы И.Н.Плотникова) дом на набережной использовался под коммунальные квартиры и частные заведения. В 2018 году на фасаде дома установлена памятная доска с барельефом П.М.Догадина.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/DSC_0279-rotated.jpg)
Купец по происхождению, инженер-механик по образованию, коллекционер по призванию – таким был Павел Михайлович Догадин (1876-1919). Недолгая жизнь не помешала ему войти в историю родной Астрахани как бескорыстному любителю искусства, гражданину, патриоту малой родины и основателю художественного музея, известного во всём мире.
1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого. Затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции изобразительного искусства, в будущем ставшей ядром Астраханской галереи.
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/DSC_0282-rotated.jpg)
Павел Михайлович стал признанным астраханским коллекционером. Последовательно складывающееся собрание картин и рисунков отражало развитие русского искусства в современную Догадину эпоху – вторую половину XIX-начало XX века. Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну.
Судьбоносное для Догадина и Астрахани событие случилось 15 декабря 1918 года: «В октябре прошлого года я принёс всё своё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому Губернскому совету профессиональных союзов, и так положил начало художественной галерее в Астрахани. Таким образом, осуществилась, наконец, моя заветная мечта. Меня назначили заведующим и хранителем галереи, помещающейся в моём доме. 15 декабря прошлого года галерея открылась для публики», – писал Догадин в феврале 1919 года петроградскому художнику Владимиру Фролову. Благодаря Догадину в городе появился художественный музей. Он расположился в его собственном доме на Набережной реки Кутум. Дом сохранился до наших дней по адресу ул. Красная Набережная, 39. Его фасад украшает мемориальная доска, сообщающая об историческом значении
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/06/усадьба-яковлева.jpg)
На плане территории 1834 г. на пересечении набережных р. Кутума и Чесноковского ерика показан вышеназванный квартал, где на месте существующего ныне участка поул. Кр. Набережная, 39 и ул. Марфинская, 1 обозначено угловое здание, в плане прямоугольное.С 1871 по 1875 г., по данным архивных документов, в 3 уч. 9 окол. владельцем интересующего нас участка был купец, астраханский мещанин Яковлев Иван Яковлевич. Ему принадлежали «каменный одноэтажный дом с мезонином, флигелем и надворными постройками».
С 1885 по 1893гг. в 9 окол. под № 47 домовладение значится за Догадиным Константином Павловичем. Предполагается, что дом перешёл к К. Догадину после кончины матери Е.И. Догадиной. В 1914 г. после смерти Догадина К.П. дом на углу ул. Набережная р. Кутум и Чесноковского ерика перешел в собственность к его племяннику и крестнику Павлу Михайловичу
![](https://xn--80aaaaya7acxvglifu2a4bzf2c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/07/DSC_0281.jpg)
15 декабря 1918 г. в доме был открыт первый астраханский художественный музей, хранителем и заведующим которого стал Догадин Павел Михайлович. Музей назывался «Картинная галерея Совета Профессиональных Союзов имени основателя П.М. Догадина». От всей усадьбы до нашего времени сохранились только «каменный дом с мезонином» и ограда с воротами и калитками. Памятник представляет собой кирпичный одноэтажный объём на бутовом фундаменте, прямоугольный в плане, с выступающим простенком в торцевой (западной) стене, мезонином и деревянной галереей по северному дворовому фасаду. Имеет вальмовую крышу с черепичным покрытием. К западному торцу дома примыкает кирпичная ограда с воротами и двумя калитками, выстроенная в линии застройки улицы. Стены дома покрыты гладкой штукатуркой. Центральная часть главного южного фасада выделена незначительной раскреповкой в три оси проёмов, над сандриком центрального окна – крупная лепная фигурная деталь. Памятник представляет историко-культурную ценность как образец жилого дома 1-й трети XIX в., выполненный по образцовому проекту в духе позднего классицизма с оттенком местной самобытности.