В конце 19-го — начале 20-го столетий фамилия Меркульевых была известна не только в Астрахани. Учрежденное в 1887 году товарищество «Братья Меркульевы», занималось добычей соли на озере Баскунчак, торговлей солью и нефтепродуктами, а также развитием пароходства по Каспию, Волге, Оке и Каме. Иван Меркульев известен также как один из учредителей Астраханского нефтепромышленного и торгового общества, созданного в 1901 году.

      «Товарищество «Братья Меркульевы» было учреждено в 1887 г. Оно состояло из предприятий трех братьев, сыновей Ивана Меркульева — астраханских купцов — Александра, Константина и Василия Ивановичей Меркульевых. Товарищество ставило своей целью развитие пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке и Каме и торговлю нефтепродуктами. Главная работа происходила на Каспии. Успешно развиваясь, товарищество в 1907 г. было преобразовано в акционерное общество «Океан».

           Из книги Боханова А.Н. «Деловая элита России»:

      Меркульев А.И. — купец 1 гильдии. Совладелец и распорядитель торгового дома в г. Царицыне в форме полного товарищества «Соль». Председатель правлений: Общества «Астраханский холодильник», Товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами «Братья Меркульевы» (Астрахань), Общества «Океан», Общества Царицынской чулочной фабрики. Южно-Русского товарищества «Керамик» (Астрахань). 

       Меркульев К.И. — купец 1 гильдии. Совладелец и распорядитель торгового дома в г. Царицыне в форме полного товарищества «Соль». Член правлений: Общества Царицынской чулочной фабрики, Общества «Океан». Товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами «Братья Меркульевы».

          О третьем брате у Боханова информации нет.

          В 1907 году, как упоминалось выше, товарищество «Братья Меркульевы» было преобразовано в акционерное общество «Океан», в свою очередь, впоследствии переросшее в крупный концерн. Кроме того, Меркульевы были совладельцами или стояли во главе компаний, таких  как пароходства «Самолет» (1854 г.) и «Кавказ и Меркурий» (1858 г.), «Волжско-Черноморское торгово-промышленное общество».

К.И.Меркульев (слева) и А.И.Меркульев (справа)

          Упоминание о Меркульевых встречаются в «Памятных книжках Астраханской губернии».

          Меркульевы: (Большая Демидовская ул., собственный дом)

          Иван Васильевич — старшина Биржевого комитета (1891-1899), попечитель и почётный член Совета Астраханской Покровской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии (1910-1912,1916), гласный Городской думы (1892), кандидат в гласные Городской думы (1894,1906-1907);

Василий Иванович — старший член Общества скачек и конского бега (1904), старший член Общества поощрения коннозаводства (1905-1907), председатель Астраханской Покровской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии (1916);

          Александр Иванович — вице-президент Общества поощрения коннозаводства (1907), член Общества «Спорт» (1908), член Совета частного ломбарда (наб. р.Кутум) (1914-1915);

       Константин Иванович — представитель Воронежского порайонного комитета по регулированию массовых грузов по железной дороге (1910-1912);

       Елизавета Андреевна — член правления Общества частного приюта (1914).

          Меркульевы – люди цепкие, хваткие, имели солидное состояние. Главой семейства являлся уроженец Саратовской губернии старообрядец Белокриницкой иерархии Василий Васильевич Меркульев, крепостной крестьянин, разбогатевший на мучной торговле и выкупившийся на свободу в 1857 году.

Его сыновья – Иван и Яков Васильевичи – продолжили дело отца и стали купцами. Первоначальную известность они получили в Балакове и Вольске. Здесь братья занимались скупкой зерна и его переработкой в муку, выделкой кож. К концу XIX века в Вольске Меркульевы имели кожевенный завод и паровую мельницу.

Братья-старообрядцы Иван и Яков Меркульевы славились в Вольске своей широкой благотворительностью. В частности, финансировали обучение девочек из малоимущих семей в местной Мариинской женской гимназии; пожертвовали 1500 рублей на пристрой к богадельне, основанной местным купцом А.А. Брюхановым. На личные средства И.В. Меркульева была построена в городе амбулатория, в которой после революции и практически до наших дней располагалась детская поликлиника. Избирались Меркульевы и гласными (т.е. членами собрания с решающим голосом) Вольской городской думы.

Купец Иван Васильевич Меркульев (1840–1915) основал в 1887 году в Вольске торгово-промышленное товарищество «Меркульев, И.В. и сыновья», которым в 1893 году построена крупнейшая в городе паровая мельница. Вокруг главного корпуса был выстроен целый городок: склады сырья и готовой продукции, контора, дома для специалистов и рабочих. Здание мельницы, кстати, сохранилось до сегодняшнего дня. Оно возвышается на берегу Волги как готический средневековый замок, и в своё время было самым высоким зданием Вольска.

На мельнице Меркульева перерабатывалось зерно, выращенное в округе и ближнем Заволжье. Перед первой мировой войной в сутки мельница перерабатывала 2000–3600 пудов пшеницы и 1200–2000 пудов ржи. Муку продавали на месте, а также в Астрахани, Рыбинске и Санкт-Петербурге. Выработка муки на меркульевской мельнице прекратилась лишь в 2017 году.

К началу 1890-х годов Иван Васильевич Меркульев перебрался в Астрахань, активно включившись в деловую и общественную жизнь губернского города. Здесь он занимался хлеботорговлей, был старшиной Биржевого комитета (1891–1899), гласным городской думы (1892), кандидатом в гласные городской думы (1894,1906–1907), попечителем и почётным членом Совета Астраханской Покровской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии (1910–1912,1915). Иван Васильевич явился одним из учредителей Астраханского нефтепромышленного и торгового общества, устав которого был утверждён правительством в 1901 году.

В конце XIX века дети Меркульева начинают играть заметную роль в деловой жизни Нижнего Поволжья. Они занимаются добычей соли на озере Баскунчак, в крупных масштабах торговлей рыбой, солью и нефтепродуктами, развитием пароходства по Каспию и Волжскому бассейну, а также и другими видами коммерческой деятельности. Иван Васильевич и его сыновья в начале XX века вкладывают капиталы в развитие нескольких кампаний, становятся совладельцами и членами правлений Волжско-Черноморского торгово-промышленного общества (основано в 1910) и общества «Астраханский холодильник» (1911), старейших волжских пароходств «Кавказ и Меркурий» (1858) и «Самолёт» (1854).
Интересен тот факт, что колесный пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна», принадлежавший пароходному обществу «Самолёт», «засветился» под названием «Ласточка» в художественном фильме режиссера Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984). Построенный в 1914 году на Сормовских верфях пароход ходил по Волге вплоть до конца XX века. После революции он неоднократно переименовывался – «Добрыня Никитич», затем «Карл Маркс» и с 1919 года до списания носил имя «Спартак».

Пароход «Спартак» («Великая княжна Татьяна Николаевна»)

Михаил Иванович и Екатерина Ивановна Меркульевы оседают в Вольске, где развивают производство муки и торговлю ею. В Вольске сохранился жилой дом Меркульевых, который находится напротив мельницы, – прекрасный особняк, выстроенный в начале XX века в стиле модерн. В советское время в нём размещалось педагогическое училище, затем – коммерческий банк, расчётный центр и другие учреждения.

Андрей и Константин Ивановичи Меркульевы основываются в Царицыне.

К 1910-м годам торговые интересы Андрея Меркульева затрагивают уже и Тамбовскую губернию. Так, например, газета «Тамбовские губернские ведомости» в № 34 от 7 мая 1914 года сообщала, что царицынский купец А.И. Меркульев владеет в городе Борисоглебске недвижимым имуществом, оцененным в 10000 рублей, и имеет право участвовать в городских выборах в Думу на четырёхлетие 1914–1917 годов.

Дом Меркульевых в Вольске (фото начала ХХ века)

Купец 1-й гильдии Константин Меркульев являлся совладельцем и распорядителем торгового дома в Царицыне в форме полного товарищества «Соль», членом правлений: Общества Царицынской чулочной фабрики, Товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами «Братья Меркульевы». В 1910–1912 годах – представитель Воронежского порайонного комитета по регулированию массовых грузов по железной дороге.

Константин Иванович принимал активное участие и в общественной жизни Царицына. 15 декабря 1910 года был избран гласным Царицынской городской думы. Увлекаясь спортом, построил в Царицыне что-то вроде спортивного зала, куда пускал всех желающих. Именно он на рубеже веков заметил и начал развивать талант тяжелоатлета и борца Ивана Заикина, знаменитого волжского богатыря и чемпиона мира, прославившего Россию на выступлениях в Европе, Америке и Австралии, а также в дальнейшем ставшего ещё и известным лётчиком.

С началом первой мировой войны К.И. Меркульев вместе с семьёй переезжает в Петроград, чтобы вести в столице дела семейного бизнеса. Пережив революцию, умер в Петрограде от чахотки. Антон, Василий и Александр Ивановичи Меркульевы вели дела в Астрахани.

Астраханский купец 2-й гильдии Антон Иванович Меркульев (ок. 1880–1920) являлся соучредителем и директором Южно-Русского товарищества на паях «Керамик». Оно начало деятельность в 1909 году, а устав был рассмотрен и утверждён императором Николаем II только 25 февраля 1913 года. Компаньонами Антона Меркульева являлись крестьянин Нижегородской губернии Иван Ананиевич Хромов и потомственный почётный гражданин Пётр Васильевич Васильянов. Товарищество «Керамик» было учреждено для продолжения и развития деятельности принадлежавшего этим лицам и находящегося в Астраханской губернии на калмыцкой территории завода по выделке продукции кирпично-гончарного, цементно-бетонного, силикатного и керамического производств, а также для устройства и эксплуатации подобных заводов в губернии. Кстати говоря, в первые годы Советской власти завод строительных материалов бывшего товарищества «Керамик» был модернизирован, значительно расширив объёмы производства, а прекратил деятельность уже в нынешнее постсоветское время.

10 октября 1916 года Антон Иванович отказался в пользу соучредителей от занимаемой им должности директора завода и перебрался с семьёй в Петроград, по всей вероятности для непосредственного участия в делах Русского торгово-промышленного банка, с которым Меркульевы имели очень тесные деловые связи.

В 1917 году, между двумя революциям, Антон Иванович Меркульев переехал в Саратов. Дальнейшая его судьба трагична. Не приняв Советскую власть, он уезжает в Тюмень, там, после занятия города красноармейскими частями Блюхера, от голода и болезни из десяти детей умирают два его самых младших сына-младенца. Понимая безысходность положения, Антон Иванович принимает решение возвратиться с семьёй в Петроград, но на обратном пути его самого настигает смерть в Екатеринбурге.
Не так много сведений сохранилось о Василии Ивановиче Меркульеве, соучредителе акционерного общества «Океан». Из «Памятных книжек Астраханской губернии» известно, что он являлся старшим членом Общества скачек и конского бега (1904) и Общества поощрения коннозаводства (1905–1907). После смерти отца Василий Иванович занял место председателя Астраханской Покровской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии (1916), т.е. пользовался значительным уважением в среде единоверцев. Один из сыновей Василия Ивановича, Кузьма, успешно окончил четырёхлетний курс духовной академии, получив после защиты диссертации степень кандидата богословия. В 1914–1915 годах Кузьма Васильевич Меркульев служил в должности инспектора народных училищ Царевского уезда Астраханской губернии и, несомненно, неоднократно посещал учебные заведения слободы Владимировки (нынешний город Ахтубинск) и других населённых пунктов современного Ахтубинского района.

Астраханский купец 1-й гильдии Александр Иванович Меркульев (ум. 1944) – один из основателей товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами «Братья Меркульевы» и акционерного общества «Океан», совладелец товарищества «Соль», председатель правления общества «Астраханский холодильник». В разные годы он являлся вице-президентом (1907) и членом Общества поощрения коннозаводства, членом общества «Спорт» (1908), членом Совета акционерного общества «Астраханский частный ломбард» на набережной реки Кутум (1914–1915).
Супруга Александра Ивановича, Елизавета Андреевна Меркульева, активно занималась в Астрахани благотворительностью. В годы первой мировой войны она входила в правления Общества частного детского приюта (1914–1915) и Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Мариинской женской гимназии (1916–1917).

Одним из торгово-промышленных детищ Александра Ивановича Меркульева было акционерное общество «Астраханский холодильник» (1911), специализировавшееся на хранении и транспортировке скоропортящихся продуктов. Первоначальный основной капитал компании составлял 800 тыс. рублей, а через пять лет, в 1916 году, балансовая стоимость её имущества оценивалась в 1,188 млн. рублей. Среди учредителей – председатель Астраханского биржевого комитета И.Ф. Скрепинский, старшины биржи И.М. Лобов и А.И. Телятников, владелец холодильного склада К.В. Карастелёв.

В 1912–1913 годах общество построило в Астрахани шестиэтажный холодильный склад площадью 400 кв. саженей и вместимостью 450 тыс. пудов (7200 тонн). Оборудование поставляла и монтировала известная немецкая фирма «А. Борзиг» (охлаждение осуществлялось за счёт циркуляции сжиженного газа). «Астраханский холодильник» принимал на хранение рыбу, икру, мясо, консервы, фрукты, что требовало соблюдения разного температурного режима. В холодильнике существовали как камеры общего пользования, так и единичного хранения.

В задачи фирмы также входило устройство и эксплуатация специальных речных судов и вагонов-холодильников для перевозки скоропортящихся продуктов. В 1915 году в период продовольственного кризиса первой мировой войны было налажено курсирование пяти вагонов-холодильников между Астраханью и Петроградом для снабжения столицы мясом и рыбой.

В 1915–1916 годах в Москве в Жуковом проезде АО «Астраханский холодильник» приобрёло участок земли и начало строительство собственного склада-холодильника в первопрестольном граде. Участок был выбран рядом с Рязано-Уральской железной дорогой (теперь – Павелецкое направление, станция Москва-Товарная-Павелецкая), по которой товары из Астрахани доставлялись в Москву.

После Октябрьской революции 1917 года склады-холодильники в Астрахани и Москве национализировала власть большевиков. В последующие годы они были расширены и модернизированы, функционировали многие десятилетия. Например, холодильник в Астрахани в начале 1930-х годов был включен в состав цехов одного из крупнейших обрабатывающих предприятий рыбной промышленности Советского Союза – Астраханского ордена Ленина рыбоконсервно-холодильного комбината. Однако «лихие девяностые» поставили крест на существовании комбината, и уже долгие годы здание склада-холодильника бездействует, постепенно разрушаясь. Такая же участь постигла и холодильник у Павелецкого вокзала в Москве, в октябре 2020 года начался снос здания.

В начале XX века большую популярность в деловом мире России завоевала акционерно-паевая форма ведения торгово-промышленного хозяйства. Процесс образования крупных акционерных компаний происходил, как правило, путём слияния и преобразования ранее существовавших предприятий.

Активную роль в конкурентной борьбе за монопольное влияние в речном и морском грузовом судоходстве играли купцы Меркульевы, по инициативе которых 11 мая 1909 года на основе успешно развивающегося товарищества «Братья Меркульевы» было создано акционерное общество «Океан», быстро переросшее в концерн. Главная контора общества до 1914 года находилась в Царицыне, а позже – в Петрограде.
Используя дочерние предприятия, «Океан» небезуспешно пытался захватить не только добычу соли на озере Баскунчак, но и торговлю ею, активно участвовал в торговле нефтью, керосином, мазутом на внутреннем рынке и за рубежом, а также прочими товарами и имел тесные связи с рядом крупных банков.

Материалы архивных источников свидетельствуют, что АО «Океан» Меркульевых было организовано с основным капиталом в 2 млн. руб. и запасным – 25 тыс. На сумму основного капитала выпущено 8 тыс. акций по 250 руб. каждая. Прибыль компании за 1910 год составила примерно 499 тыс. руб., а на каждую акцию, по примерным подсчётам, пришлось по 34 руб. дивидендов, или 13,6%, что указывает на высокий процент ценных бумаг. Примерно в это же время акции общества были введены в Петербургскую биржевую котировку.

На пике своего развития, прерванном Октябрьской революцией, фирма «Океан» владела солидным имуществом, стоимость которого оценивалась в 4,7 млн. рублей. Она осуществляла морские и речные перевозки на Дальний Восток, по Средиземному, Чёрному и Каспийскому морям, реке Волге и её притокам, вела торговлю нефтяными продуктами и солью.
Управление внешним пароходством находилось в Одессе в Колодезном переулке, дом № 4. В состав флота, базировавшегося на Чёрном море, входили три нефтеналивных парохода: «Свет», «Луч» и «Метеор». Они имели одесскую приписку и свои собственные причалы в порту.
Танкер «Свет» был построен в 1885 году на одной из шведских судо-верфей по заказу Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) – крупнейшей пароходной компании Черноморского бассейна. Грузоподъёмность танкера составляла 110 тыс. пудов (1770 тонн), водоизмещение – 3500 тонн, размеры – 83,97×10,97×5,49 метров. Вертикальная паровая машина двойного расширения мощностью 1050 л.с. обеспечивала скорость хода судна в 11 узлов. Экипаж состоял из 31 человека. Для перевозки жидкостей в трюме имелось 16 цистерн общей вместимостью 325 тонн керосина.

За 1886 год «Свет» доставил из Батума в Одессу 3 млн. пудов керосина. В дальнейшем танкер совершал перевозку керосина в порты Адриатического, Средиземного морей и в Великобританию, а также из Новороссийска в Одессу, Херсон и Александровск на Днепре. В 1907 году пароход был продан А.И. Меркульеву. В 1908 году танкер прошёл капитальный ремонт и с 1909 года являлся собственностью акционерного общества «Океан».
Танкер «Луч» был построен в конце 1886 года по заказу РОПиТ на судоверфи Ньюкасла (Англия). Его грузоподъёмность составляла 102 тыс. пудов (1568 тонн), водоизмещение – 3950 тонн, размеры – 77,9×10,36×4,9 м. Вертикальная паровая машина высокого давления тройного расширения мощностью 1058 л.с. обеспечивала скорость хода в 10 узлов. Экипаж состоял из 30 человек.

Судно вошло в строй в начале 1887 года. В 1888 году «Луч» совершил 47 рейсов на линии Батум – Одесса, доставив около 3 млн. пудов керосина. В 1893 году топки парохода были приспособлены для питания нефтяными остатками. В 1895 году танкер прошёл капитальный ремонт в Севастополе на судоверфи РОПиТ, после которого перевозил керосин по тем же маршрутам, что и «Свет». В 1907 году пароход приобрёл А.И. Меркурьев. В 1908 году танкер прошёл капитальный ремонт и с 1909 года являлся собственностью акционерного общества «Океан». В 1910 году пароход был арендован компанией «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и с 1 мая совершил семь рейсов из Петербурга в Данциг, доставив туда более 700 тыс. пудов керосина. После ремонта в 1912 году танкер вновь использовался на Чёрном море.

Двухпалубный наливной пароход «Метеор» построен 5 мая 1901 года по заказу РОПиТ на судостроительной верфи Мидлсбро (Англия). Его вместимость составляла 4259,2 брутто-тонн, грузоподъемность – 330 тыс. пудов (5280 тонн), размеры – 106,1×14,2×5,6 метров. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 2000 л.с. обеспечивала скорость хода в 10,5 узла. Экипаж 45 человек.

Во время русско-японской войны судно в октябре 1904 года включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры в качестве транспорта. В 1906 году его вернули РОПиТу. 30 июня 1906 года «Метеор» подорвался на мине у Владивостока, получив повреждения корпуса. В этом же году судно отремонтировали во Владивостоке. В 1907 году танкер был продан А.И. Меркульеву. В 1910 году судно перешло в собственность акционерного общества «Океан». С этого же года, судно арендовалось Товариществом братьев Нобель для ежегодной перевозки из Батума во Владивосток около 11 000 тонн керосина. В 1931 году танкер «Метеор» был разрезан на металлолом в порту Осака (Япония).

Ещё четыре судна акционерного общества «Океан» бороздили воды Каспийского моря и Волги: «Мысль», «Илья Муромец», «Дело» и «Игнатий».

«Мысль» – первый отечественный буксирный теплоход, построенный акционерным обществом «Коломенский машиностроительный завод» в 1907 году. При постройке носил название «Коломенский дизель», в 1908 году был переименован в «Мысль», а затем – «Пóток Богатырь». Михайло Иванович Пóток (или Потык) – богатырь из числа второстепенных, известен в северно-русских былинах (новгородский цикл) как красавец и змееборец.

Паровой буксир «Илья Муромец» был построен в 1909 году в Коломне. Характеристики (в метрах): длина – 54,8; ширина габаритная – 15,1; высота борта – 3,66; осадка – 1,2. Буксир развивал скорость (без воза) 10 узлов.

Танкер «Дело» – первый в мире морской теплоход-танкер, построен в 1908 году на Коломенском заводе. Был зарегистрирован в Астраханском порту и предназначался для перевозки нефтепродуктов по Каспийскому морю и Волге. Имел полную грузоподъёмность 5034 тонн, размеры – 108,4×14×4,8 метров. Два двигателя внутреннего сгорания мощностью 500 л.с. каждый позволяли судну развивать скорость до 10,5 узлов.
6 июня 1918 года, вскоре после установления Советской власти в Астрахани, танкер был национализирован, а в конце того же года мобилизован в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. Танкер, вооружённый в марте 1919 года двумя 152-мм и тремя 130-мм орудиями, превратился во вспомогательный крейсер «III Интернационал». В годы Гражданской войны этот корабль активно участвовал в боях с белогвардейцами в районе Царицына и на Каспии, а 19 июня 1920 года разоружён и возвращён Главному управлению водного транспорта. В 1939 году ему дано название «Валерий Чкалов». В годы Великой Отечественной войны находился в составе пароходства «Касптанкер» и осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки, доставляя в Астрахань нефтепродукты.
В 1950-х годах выведен из эксплуатации и по списанию служил мишенью на 77-м специальном морском полигоне (в оперативном подчинении 6-го управления ГК НИИ ВВС) у полуострова Бузачи в акватории Каспийского моря. Потом, в 1990-х, на нём жили браконьеры. Островки из подобных кораблей-мишеней находились вблизи от заповедника осетровых рыб.
Акционерное общество «Океан» в период своего существования имело не только собственные причалы и пристани (например, Солянская пристань в Астрахани) и представительства (Саратов, Борисоглебск, Ярославль и др.), но и открывало мастерские для ремонта судов в бассейне Волги и других рек.

Одна из судоремонтных мастерских, обустроенных у Владимировской соляной пристани, выросла в Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод, насчитывающий уже 110 лет своей работы. Это – единственное наследие нижневолжских купцов и промышленников Меркульевых, которое успешно развивается и в наши дни.

За более чем вековую историю заводом отремонтированы и построены сотни речных судов различных типов. И здесь есть интересный факт, связанный с местной топонимикой. Два несамоходных парома получили название «Болхунец» (1975) и «Болхуны» (2011, проект А-11-550). Но это, как говорится, уже совсем другая история.

 

В статье использованы материалы исследований Леонида Гетманцева, председателя местного отделения РВИО
в Ахтубинском районе Астраханской области

 

Из книги Боханова А.Н. «Деловая элита России»:
Меркульев А.И. — купец 1 гильдии. Совладелец и распорядитель торгового дома в г. Царицыне в форме полного товарищества «Соль». Председатель правлений: Общества «Астраханский холодильник», Товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами «Братья Меркульевы» (Астрахань), Общества «Океан», Общества Царицынской чулочной фабрики. Южно-Русского товарищества «Керамик» (Астрахань).
Меркульев К.И. — купец 1 гильдии. Совладелец и распорядитель торгового дома в г. Царицыне в форме полного товарищества «Соль». Член правлений: Общества Царицынской чулочной фабрики, Общества «Океан». Товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами «Братья Меркульевы».
О третьем брате у Боханова информации нет.

Упоминание о Меркульевых встречаются в «Памятных книжках Астраханской губернии».
Меркульевы: (Большая Демидовская ул., соб. дом)
Иван Васильевич — старшина Биржевого комитета (1891-1899), попечитель и почётный член Совета Астраханской Покровской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии (1910-1912,1916), гласный Городской думы (1892), кандидат в гласные Городской думы (1894,1906-1907);
Василий Иванович — старший член Общества скачек и конского бега (1904), старший член Общества поощрения коннозаводства (1905-1907), председатель Астраханской Покровской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии (1916);
Александр Иванович — вице-президент Общества поощрения коннозаводства (1907), член Общества «Спорт» (1908), член Совета частного ломбарда (наб. р.Кутум) (1914-1915);
Константин Иванович — представитель Воронежского порайонного комитета по регулированию массовых грузов по железной дороге (1910-1912);
Елизавета Андреевна — член правления Общества частного приюта (1914).