История судоходства на Каспии берет начало с незапамятных времен. Люди, жившие в поселениях на берегу моря, занимались рыбной ловлей и использовали лодки, а также небольшие суда для передвижения морем в близлежащие селения, расположенные вдоль береговой полосы. Со временем люди начали строить более крупные суда, которые могли ходить на большие расстояния.

По семейным преданиям семья Усейновых, коренных жителей Апшерона, а в дальнейшем стремительно растущего Баку, стали заниматься судоходством в конце 18-го — начале 19-го веков. Занимались в основном перевозкой товаров из Ирана и Баку в Астрахань.

Уже во второй половине 19-го века в списках судов Торгового флота Российской Империи, упоминаются Усейновы как владельцы шхун. Они в основном занимались перевозкой из Ирана в Астрахань вяленной рыбы, сухофруктов, специй, а также тканей, кожевенных изделий и т.д. Затем, уже с началом роста добычи нефти на Бакинских промыслах, начали заниматься ее перевозкой из Баку, поначалу в бочках, на деревянных шхунах.

После того, как братья Нобель изобрели и заказали в Швеции первый в мире металлический танкер и начали его эксплуатацию на Каспии, Усейновы, поняв, что будущее за наливными судами, начали заниматься постройкой уже корпусных, современных танкеров, тоже на шведских верфях, которые в то время были передовыми в судостроении. Нужно отметить, что так как Усейновы, как минимум на протяжении более полувека, занимались судоходством, то уже к концу 19-го и началу 20-го века, семья их разрослась и разделилась на отдельных судовладельцев и несколько судоходных компаний (что видно из документов и газет того времени).

 

Гаджи Кербалай Усейн, родоначальник фамилии, примерно 1825 г. рождения, был отцом и дедом таких крупных судовладельцев, как Гаджи Абдурахман, Гаджи Гани, Гаджи Сулейман, Гаджи Ага Дадаш, Гаджи Мустафа, Анифа-хан Усейнов, Мамед Багир Усейнов, Али Гусейн, Гаджи Халыг, Гаджи Гадир, Шихали, Эйюб и др. По восточной традиции, в Азербайджане не было фамилий в российском (европейском) понимании, а лишь собственное имя и имя отца, к примеру: Мамед Гусейн оглы, Хусния Гаджи Гани кызы.

По прошествии времени, после вхождения Азербайджана в состав Российской Империи и с началом промышленной добычи и переработки нефти, в Баку прибыло на различные должности много чиновников из России и началось составление различных документов на русском языке, в частности списков всех крупных нефтепромышленников, судовладельцев, заводчиков и т.д.

Российской администрацией и местными властями было принято решение наделять коренное население фамилиями на манер русских, исходя из имени отца, например: Мамед оглы наделялся фамилией Мамедов, Гусейн кызы — Гусейнова и т.д.

А так как по-азербайджански имя Гусейн звучит с мягкой первой буквой, как Хюсейн (созвучно Усейн), то чиновники начали записывать их фамилии как Усейнов. Кстати, в списках торгового флота России за 1896 -1914 гг. имена и фамилии судовладельцев зачастую так и пишутся: вместо Гаджи – Аджи.

Семья Усейновых принимала активное участие в экономической и общественной жизни Астрахани конца 19-го — начала 20-го вв. Много занималась благотворительной деятельностью. Один из представителей рода Усейновых, Анифа-хан Усейнов за активную деятельность по развитию торговых отношений между Персией (Ираном) и Россией был удостоен со стороны персидского шаха – Насреддин-шаха – высшего персидского ордена, который давал право на приставку к имени – хан.

Аджи Усейнов был на рубеже 19-20-х веков крупнейшим астраханским купцом. До 1891 года являлся временным, а затем (вплоть до своей смерти в 1914 г.) постоянным купцом 1-ой гильдии. Его отец Аджи Молла Алескер Усейнов появился в Астрахани в 1850-х годах и долгое время значился сначала московским, а потом шемахинским купцом 1-ой гильдии и оставил весьма заметный след в астраханском торговом мире.

Усейновы были не только торговыми людьми, но и общественными деятелями. Они активно участвовали в создании Астраханской ярмарки по подобию Нижегородской. Аджи Усейнов был назначен в комиссию по её созданию и руководству. Проведение Астраханской ярмарки было разрешено Министерством Финансов в 1885 году и проводилась она с 20 мая по 20 июня ежегодно. Далее комиссия была преобразована в ярмарочный комитет.

Аджи Али Акпер был гласным Городской Думы и членом Городских строительной и ревизионной комиссий. Причем гласным Думы он избирался по первому разряду, т. е. был в числе городских граждан, плативших самый высокий налог на недвижимость.

В 1886 году Император утвердил Аджи Усейнова в звании директора Астраханского губернского попечительного комитета о тюрьмах. В том же году гласный Думы Аджи Усейнов был избран членом Комиссии о рассмотрении проекта о содержании дворов и устройстве в них выгребных ям. Антисанитария астраханских дворов была в то время большой проблемой города.

Усейновы были достаточно хорошо образованы, хотя и получали домашнее образование. Они уверенно расписывались по-русски. Более того, они прекрасно осознавали важность образования. В 1900 году Аджи Усейнов становится одним из соучередителей Астраханского отделения Санкт-Петербургского общества Востоковедения. Усейнов один из первых понял пользу рекламы для купеческого дела. В 1889 году другой Усейнов Аджи был награжден Императором серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте.

Кроме того, эти купцы стояли у истоков мусульманской благотворительности в Астрахани. Своими пожертвованиями Усейновы поддерживали содержание детских приютов, училищ, общественных библиотек, оплачивали нужды заключенных в тюрьмах, Также оставили после себя здания, которые и по сей день украшают Астрахань и создают ее неповторимый облик.