На фото — Татьяна Буракова

Сведения о семье Бураковых, проживавшей в Астрахани в конце XIX- нач. XX вв., содержатся в архивных документах Астраханской городской управы, Астраханской городской думы, Торгового Дома «Наследники А.Т.Шульгина П.Е.Бураков и сын», старообрядческой церкви г. Астрахани и в других фондах Государственного архива.
Петр Елисеевич Бураков родился в 1841 г. в крестьянской семье в Московской губернии Богородского уезда Запонорской волости деревни Новой. Образование он получил домашнее, и, несмотря на свое крестьянское происхождение, был довольно грамотным человеком, наделенным природным умом. Его жена Мария Климовна, 1845 г.р. была родом из тех же мест. По вероисповеданию семья П.Е. Буракова относилась к христианам – старообрядцам, признававшим священство. Староверы, как их называли в народе, отличались большим трудолюбием, предпринимательской жилкой и тесно общались только со своими единоверцами, помогая друг другу.
Первым у Бураковых родился сын Петр, примерно в 1869 г., затем 3 февраля 1873 г. — дочь Анна, в 1876 г. — дочь Олимпиада. К этому времени они уже покинули родные места, и в конце 70-х годов постоянно проживали в Астрахани. 12 мая 1880 г. в семье Бураковых родилась дочь Феодосия, в 1882 г. — Евдокия, которая в 8 мес. умерла от младенческой, а 18 сентября 1883 г. — Вера. Метрические записи о рождении и смерти членов семьи Бураковых с 1883 г. обнаружены в документах старообрядческой церкви г. Астрахани в честь Покрова Пресвятой Богородицы, прихожанами которой стали Петр Елисеевич и Мария Климовна. Эта церковь ныне не существует, разрушена в 30-х годах XX века. Из метрических книг видно, что Покровская старообрядческая община в Астрахани была не очень большая, но в ней состояли некоторые известные астраханские купцы. Петр Елисеевич Бураков нанялся на работу к одному из них, своему земляку купцу-лесопромышленнику Андрею Тарасовичу Шульгину, и первое время жил на его лесных пристанях на берегу р. Волги по ул. Пароходной в 3 уч. г. Астрахани, пока не обзавелся собственным домом. В традициях того времени было строить на пароходных пристанях деревянные дома для купеческих служащих.

 

Андрей Тарасович Шульгин, как написано в его формулярном списке 1877 г., происходил «из московских мещан», старообрядец по вере. Он принял, видимо, Буракова очень радушно, тем более что детей у Андрея Тарасовича Шульгина не было. Он всю жизнь прожил со своей женой Авдотьей Андреевной, и ему нужен был толковый помощник из единоверцев. Петр Елисеевич Бураков хорошо освоил коммерческие дела и разбирался в лесопромышленной отрасли, а после смерти А.Т. Шульгина в 1880 г. по духовному его завещанию стал одним из его наследников и главным продолжателем его торгового дела. Документально неизвестно, с какого времени Петр Елисеевич начал работать у Шульгина, но вполне вероятно, что они были знакомы еще на родине, в Московской губернии, и Петр Елисеевич с молодости мог наняться к Шульгину на лесосплав. Лесная и текстильная промышленность были теми отраслями, где прочно укоренились старообрядцы.
В документах Астраханской городской управы имеется архивные документы 1880 г. об открытии ими торгового дома под фирмой «Наследники А.Т. Шульгина», в котором Петр Елисеевич Бураков выступает главным руководителем. Каждый из учредителей вложил по 15 тыс. рублей и основной капитал товарищества составил 60 тыс. руб. 3 декабря 1880 г. они подают в городскую управу такое заявление: Андрей Тарасович был известным человеком в городе, в астраханском купечестве состоял с 1872 г.; член учетного комитета Астраханского отделения Государственного банка, учредитель и бессменный член правления Астраханской городской ремесленной школы им. Императора Александра II, с 1872 г. избирался гласным Астраханской городской думы.
К сожалению, подлинного завещания А.Т.Шульгина в архивах не нашлось, но из других документов видно, что основными его наследниками по духовному завещанию стали жена Авдотья Андреевна и крестьяне Московской губернии Богородского уезда Запонорской волости деревни Новой: Петр Елисеевич Бураков, Артемий Васильевич Калинин, Федор Федорович Клюшкин, а также астраханский мещанин Зиновий Степанович Беляев.

«Приобрев от вдовы Евдокии Андреевны Шульгиной известные в городе Астрахани торговые пристани, под названием пристаней Андрея Тарасовича Шульгина со всеми имеющимися на оных лесными материалами и товарами и составив на принадлежащие нам капиталы «полное торговое товарищество»…мы открываем c 1 января 1881 г. торговый дом под фирмой «Наследники А.Т.Шульгина». Извещая об этом, учредители новой фирмы сообщали, что намереваются продолжать торговлю лесными материалами на тех же началах, на которых она существовала много лет у покойного Андрея Тарасовича Шульгина.
Астраханская городская управа разрешила открытие торгового дома, а вот Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов, который регистрировал все новые торгово-промышленные учреждения, открытие торгового дома «Наследники А.Т. Шульгина» не утвердил. Департамент 25 февраля 1881 г. обратился за разъяснением в Астраханскую городскую управу, каким образом торговое дело А.Т. Шульгина перешло к крестьянам П.Е. Буракову, А.В.Калинину, Ф.Ф.Клюшкину и мещанину З.С.Беляеву, и предоставлено ли им право пользоваться фирмой Шульгина. Действительно, в заявлении учредителей Торгового дома не указано было, что они являются наследниками купца Шульгина, поэтому Департамент посчитал, что заявители не могут использовать его имя в названии Торгового дома.
П.Е. Бураков с товарищами, составили новое обращение, в котором настаивали на своем праве называться именем купца Шульгина: «…Мы, составившие полное торговое товарищество …действительно наследники по завещанию покойного А.Т. Шульгина, что видно из самого завещания… существующая с давнего времени в г. Астрахани торговля А.Т. Шульгина всецело перешла к нам за завещанные нам суммы, по особой сделке с вдовой Евдокией Андреевной Шульгиной, с тем, что бы мы собирали кредит за прежнее время и реализовывали капиталы для исполнения завещания покойного относительно частных лиц и с благотворительной целью». Далее учредители Торгового Дома сообщали, что исполняют волю А.Т. Шульгина, который в завещании указал, что бы наследники, если пожелают продолжать торговлю, использовали в названии фирмы его имя. Это соответствовало коммерческим соображениям по реализации капиталов покойного, так как с исчезновением в торговле его имени усложнились бы расчеты и возвращение выданного разным лицам значительного по сумме кредита. Они писали, что изменение в данное время получившей известность фирмы, когда уже состоялись и имеют место под именем её значительные сделки и кредиты может подорвать торговое доверие, которое они сумели установить и поддержать. Это заявление подписали также душеприказчики Шульгина – его вдова и купец Комов.

После долгих разбирательств товарищество было зарегистрировано, но двое участников – добровольно вышли из его состава. Оно зарегистрировано в 1884 г. под фирмой «Наследники А.Т. Шульгина П.Е.Бураков и З.С. Беляев» для производства в Астрахани и других местностях Российской Империи торговли лесными товарами и материалами; основной капитал составил 30 тыс. руб.
С 1882 г. Петр Елисеевич Бураков значится в списках Астраханской городской управы как временный купец 2-й гильдии. По законам Российской Империи ему предоставлялась возможность приобретать временное торговое свидетельство, оставаясь при этом в своем крестьянском сословий.
В 1882 -1884 гг., исполняя завещание А.Т.Шульгина, Петр Бураков и другие его наследники участвуют в начатой Андреем Тарасовичем постройке здания Астраханской мужской ремесленной школы, открытой еще в 1874 г. в частном доме. В 1884 г. ремесленная школа им. Императора Александра II переселилась в собственный дом на ул. Артиллерийской (ныне ул. Тургенева). Здесь бесплатно за казенный счет обучались мальчики 10-16 лет столярному, сапожному мастерству, резьбе по дереву. В 1906-1908 гг. сын Буракова – Петр Петрович исполнял при ремесленной школе обязанности коммерческого советника. Других документальных сведений об участии купцов Бураковых в благотворительной деятельности нами не обнаружено. Как правило, купцы-старообрядцы очень редко избирались на какие-то общественные должности.
22 декабря 1889 г. умерла Олимпиада, 13 летняя дочь Петра Елисеевича, а его единственный сын Петр Петрович женился на купеческой дочери Пелагее Лаврентьевне Кузнецовой и поселился вместе родителями на Сапожниковской улице.
Семья Лаврентия Фокиевича Кузнецова жила рядом в двухэтажном собственном каменном особняке на Набережной р. Кутума. А в семье Петра Петровича и Пелагеи Лаврентьевны Бураковых родились дети: 27 декабря 1891 г. Татьяна; 6 июля 1893 г. Владимир; 8 января 1895 г. двойня Павел и Нина, Павел умер 6 июня 1895 г.; 5 февраля 1896 г. Алексей; 1сентября 1897 г. Михаил (умер во младенчестве). Примерно 1898 г.р. Борис 4 октября 1901 г. Зинаида; умерла до 1911 г. 27 января 1904 г. Пётр, крещён 1 февраля, умер во младенчестве 5 мая 1905 г. 26 ноября 1905 г. Пётр, крещён 8 декабря 1905 г., 9 июля 1907 г. Мария, 20 января 1910 г. Анна.
Все они жили в доме на Сапожниковской улице. Сохранилось несколько списков за разные годы со сведениями (возможно не полными) о жильцах этого дома. По данным 1894 г. в этом доме значатся Петр Елисеевич Бураков, 52 лет и его семья: жена Мария Климентевна, 48 лет; дети их Феодосия, 13 лет и Вера, 9 лет, сын Петр Петрович, 25 лет со своей женой Пелагеей Лаврентьевной, 20 лет. Старшая дочь Анна Петровна Буракова в 1894 г. уже была замужем за купцом Иваном Харитоновичем Ефремовым и жила отдельно. Они имели в 1909 г. детей: Сергея, Александра, Аркадия, Екатерину, Валентину и Марию.
В 1896 г. в числе жильцов дома значатся дети Петра Петровича Буракова и Пелагеи Лаврентьевны: Татьяна, 4 г., Владимир, 3 года, Нина. 1,5 г., Алексей, 6 мес., а также квартиранты: доктор Василий Никандрович Сперанский, 35 лет со своей женой Марией Константиновной, дочерью Еленой, 6 лет и матерью вдовой Александрой Филипповной, 64 г.

В 1896 г. Петр Елисеевич со своей семьей вступил в Астраханское купеческое общество 2-й гильдии. 2 ноября 1896г. согласно отношению Астраханской казенной палаты городская управа определила: крестьянина Московской губернии Петра Елисеевича Буракова, 55 лет с женою Марией Климовой, 51 г. детьми сыном, Петром, 26 лет, дочерьми Анною, 23 л., Феодосией, 16 лет и Верою 13 л. причислить с начала 1896 г. в Астраханское 2 гильдии купечество со всеми торговыми и личными правами купца. Об этом выдано П.Е. Буракову соответствующее удостоверение.
В Государственном архиве сохранились документы администрации Торгового Дома «Наследники А.Т.Шульгина Бураков и сын» за 1901 -1918 гг.: ведомости лесных товаров, отчеты Торгового Дома и его пароходства, документы о хозяйственной деятельность, книги личных счетов и капиталов Бураковых и много и другое.
Торговый Дом производил заготовку леса и разработку лесных материалов в Казанской, Нижегородской и Вятской губерниях, осуществлял доставку леса и лесных материалов в поволжские города и междугородные пристани самосплавом по Волге до Астрахани.
Интересно, что в Костромской губернии Кологривского уезда, богатой лиственными и хвойными лесами, Торговому Дому принадлежали значительные лесные участки, которые перешли к нему во владение от кологривского купца Дементия Минеевича Звонова по купчей крепости в 1894 г. Заречные лесные участки – «Поленовский», «Большой», «Былинский», «Кресцово», «Клюиха», «Лелековский» располагались на левом берегу р. Унжи. Общая площадь заречных участков составляла 3654 десятин.
Кроме заречных имелись у фирмы нагорные участки на правом берегу р. Унжи – пустоши «Галашино», Щекотово», «Пятино», «Пономарево» и «Бережки» при деревне, общей площадью 941 десятин. Сохранилось подробное описание этих лесных участков 1907 г. Здесь осуществлялась рубка леса, который затем сплавлялся по Волге на огромных белянах. На старинных открытках и фотографиях сохранились изображения этих ушедших в прошлое необычных плавучих средств.
В 1896 г. Торговый дом «Наследники Шульгина, П.Е. Бураков и Беляев» имел на собственной земле по р. Волге (ул. Пароходная) лесные пристани. Здесь располагалась административная контора Торгового дома – два двухэтажных деревянных дома, а также одноэтажный дом на две половины и деревянная горница, под контору, отдельное помещение для машинистов деревянный дом и флигель для приказчиков, склад. Видимо, здесь находился и первый лесопильный завод фирмы.
В 1896 г. Торговый дом купил у известного лесопромышленника купца Луки Васильевича Макарова лесопильный завод на р. Волге, расположенный рядом на городской выгонной земле и существовавший примерно с 1884 г. Кроме деревянного помещения завода, здесь было еще здание для рабочих и служащих фирмы – дом деревянный на 2 половины с мезонином, три флигеля, две горницы и склад. Все постройки были деревянные.
В 1898 г. Торговый дом взял в аренду это городское место в 3 уч. близ Волжских и Болдинских лесных пристаней всего 1400 кв. сажень для устройства лесопильного завода сроком на 10 лет с платою по 1 руб., а всего 1400 руб. в год (прежде эта земля использовалась лесопромышленником купцом Л. В. Макаровым).
В 1902 г. после смерти Зиновия Степановича Беляева, его родственники вышли из состава Торгового Дома и учредили собственное товарищество на вере «Наследники З.С.Беляева «К.З. Беляев и К». В свою очередь Бураковы 10 июня 1902 г. перерегистрировали свое лесопромышленное предприятие под фирмою Торговый Дом «Наследники А.Т.Шульгина Петр Елисеевич Бураков и сын». Основной капитал составил 90 тыс. руб. Управлял делами теперь Петр Петрович Бураков, контора находилась на лесной пристани на р. Болде.
Как видно из отчетов, Торговый Дом Бураковых имел в 1904 гг. собственное пароходство в Царицине. Так, в 1904 г. пассажирские пароходы «Светлана», «Алексей» и «Владимир» «Вестник» ходили рейсами от пристани в Царицине до пристани в Астрахани и обратно, а также из Царицина в Саратов и Балаково. Билеты продавались по 1, 2, 3 кл. Пароходы имели и грузовое отделение.
В отчетах упоминаются и пароходы «Самара», «Пчелка». Конторы Торгового Дома находились в Астрахани, Царицине, Саратове, отделение торгового Дома в Новгородской губернии г. Космодемьянске.
28 апреля 1903 г. в Космодемьянске, вероятно во время командировки по коммерческим делам, умер Петр Елисеевич Бураков. Об этом имеется запись в метрической книге старообрядческой Покровской церкви.
По отчетам 1909 гг. в г. Астрахани Торговому Дому Бураковых принадлежало значительное движимое и недвижимое имущество: две пристани для выгрузки и погрузки лесных материалов и два лесопильных паровых завода при них: деревянный на Волге и каменный — на Эллинге, стоимостью 147929 руб. Имелись Бревно-подьемная машина с принадлежностями, стоимостью 3462 р., и пожарная паровая машина с гаражом.
На Волжской (верхней пристани) было девять одноэтажных деревянных домов из двух отдельных жилых помещений, которые использовались как квартиры для служащих, конторщика, приказчиков завода. В одном из домов располагалось контора.
На Эллингской пристани Торговому Дому принадлежало шесть деревянных домом, два из них – двухэтажные, которые использовались под контору и квартиры служащих. На Эллингском лесопильном заводе в 1911г. числилось более 67 рабочих и 16 на Эллингской пристани.
Инструменты для заводов заказывались в Германии г. Ремшейд-Гастен на фабрике пил, напилков и инструментов И.В. Эдельгофа. Так в 1911 г. было доставлено 50 штук «продольных пил из самой лучшей тигельной стали наивысшего качества». На другой германской фабрике стальных инструментов Рихард Фельде была куплена упаковка (120 штук) «первосортных наилучших закаленных тигельной литой стали продольных пил и упаковка (60 штук) первосортных пило-точильных наждачных кругов.
Кроме этого Бураковым принадлежала недвижимость и земельные участки в разных частях города. По оценочной ведомости городской управы 1903г. П.П. Буракову принадлежал участок на Рождественском бугре мерою 1438 кв. Семье Бураковых принадлежало имение (лесная дача «Бережки») в Костромской губернии Кологривского уезда Спасского и Н- Макаровского уезда, которая после смерти П.Е. Буракова была продана за 59022 руб. 34 коп.
28 сентября 1909 г. умер от тяжелой болезни Петр Петрович Бураков, не дожив несколько месяцев до рождения своей дочери Анны, а 3 июля 1910 г. умерла его мать Мария Климовна, 65 лет. Дом Бураковых на Сапожниковской улице был переоформлен на сестру Петра Петровича девицу Веру Петровну Буракову. (в 1918 г. замужем за Гамазовым).Его другие сестры были замужем и проживали отдельно – они упоминаются как А.П. Ефремова, Ф. П. Лепилина.
Известно, что Нина Петровна Буракова, дочь Петра Петровича вышла замуж за сына присяжного поверенного Льва Никитовича Эдельханова, 6 января 1918 г. у них родился сын Георгий. Владимир Петрович Бураков 28 января женился на девице дочери купца С.И. Валова Ольге Семеновне, 23 лет. Семен Иванович Валов значится в 1915 г. одним из попечителей старообрядческой церкви.
После установления Советской власти в 1918 г. лесопильные заводы и пристани Торгового Дома Бураковых со всем имуществом подлежали национализации. В марте 1923 г. домовладение наследников Буракова на Сапожниковской улице, каменный двухэтажный дом с подвалом и каменный флигель, было муниципализировано (перешло в ведение города). Последними владельцами его значатся Бураковы: Владимир, Алексей, Борис, Петр, Нина, Мария и Анна.