Коллекция Павла Догадина – основа собрания Астраханской картинной галереи, а его личность стала неотъемлемой частью истории города.

Начало пути. Самая ранняя из сохранившихся фотографий Павла Догадина датируется 1894 годом, когда юный сын купца 2-й гильдии, члена Городской Гласной думы Михаила Догадина окончил Астраханское реальное училище.

Отец – Михаил Павлович Догадин основал торговый дом «М.П.Догадин и сыновья». Догадины владели кирпичным заводом, гостиницей, торговый дом «М.П.Догадин и сыновья» специализировался на торговле скобяными товарами (железо различных заводов и размеров, чугунное литье, плиты, печные приборы, штыковая медь, листовая и трутовая сталь, самовары, тазы, ведра, гвозди

В аттестате Догадина всего две четвёрки: по арифметике и французскому языку. По рисованию – «отлично», а ниже подпись учителя Павла Власова. Его имя в Астрахани хорошо известно. Окончив Императорскую Академию художеств, он был приглашён в Астрахань для преподавания. Здесь Власов, наряду с педагогической работой, сумел сплотить местных художников, создал Художественный кружок. Юный интеллектуал Догадин ощутил на себе влияние этого деятельного человека, знатока живописи. И хотя Павел Михайлович выбрал для себя путь инженера-механика, поступив в Московское Императорское техническое училище, в нём прочно укоренилась любовь к искусству. В Москве, с её оживлённой культурной жизнью, регулярными художественными выставками, она не могла угаснуть, а только развивалась.

По окончании Московского Императорского технического училища (ныне – МГТУ имени Н.Э. Баумана) в 1901 году Догадин поступил инженером-механиком на Коломенский машиностроительный завод. Об этом периоде его жизни практически ничего не известно. Ясность могли бы внести архивные документы завода, но в годы Великой Отечественной войны архив за интересующий период безвозвратно исчез.

В 1908 году Догадин вернулся в Астрахань. Это было связано с трагическими событиями в жизни его семьи: в 1907 году скончался отец, а через девять месяцев умерла мать Павла Михайловича. В 32 года Догадин на правах старшего сына стал полноправным распорядителем всех дел в торговом доме «Догадин и сыновья». В  Астрахани Догадины владели магазином железных и скобяных товаров, гостиницей и кирпичным заводом. Потребовалось время, чтобы инженер-механик по образованию освоился на новом поприще. Лишь спустя три года после возвращения в родной город Догадин начал коллекционировать предметы искусства, что стало главным увлечением и смыслом его жизни и увековечило его имя в истории Астрахани.

Павел Михайлович Догадин (1876-1919)

Первые приобретения 1911 год – начало собирательства Павла Догадина. Тогда астраханец обзавёлся автографом Льва Толстого, затем – Петра I, Екатерины II, Михаила Глинки, Петра Чайковского, других выдающихся деятелей русской истории и культуры. В том же году в распоряжении коллекционера оказался «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых», изданный Карлом Фишером в 1899 году. Он послужил одним из ориентиров для составления коллекции  изобразительного искусства.

Первые приобретения предметов графики и живописи были сделаны им в 1912 году у известного московского коллекционера Александра Голикова. Его магазин на Тверской носил изящное название «Венеция». В архиве нашего музея сохранилось письмо Голикова Павлу Михайловичу. Для галереи эти строки можно считать историческими: «Сегодня, 6.11.1912 года, мною получены от Вас 50 руб. в виде задатка за купленные Вами у меня картины: №361. И. Калмыков «Волга. Облака». 40 руб. №436. И. Шишкин «Валаам». 65 руб. №461. И. Левитан «Этюд к цветущему лугу». 80 руб.»

Голиков не единственный, с кем Догадин вел деловую переписку. Видные художники, коллекционеры, владельцы крупных салонов и галерей в Москве и Петрограде – таков был круг общения Догадина-собирателя. В него входили владелец постоянной художественной выставки на Тверском бульваре Павел Сауров, художник-реставратор Иван Крайтор, уполномоченный по выставкам «Союза русских художников» Вячеслав Бычков, организатор выставок и секретарь объединения «Мир искусства» Константин Кандауров, художник-мозаичист Владимир Фролов. Тесно общался Догадин и со своим московским другом Владимиром Гиляровским.

Расширение коллекции Последовательно складывающееся собрание картин и рисунков отражало развитие русского искусства в современную Догадину эпоху – вторую половину XIX – начало XX веков. Предпочтение собиратель отдавал как к признанным мастерам реалистического искусства – И. Шишкину, И. Репину, В. Поленову, В. Сурикову, И. Левитану, так и провозвестникам нового стиля: В. Серову, К. Коровину, Б. Кустодиеву, М. Сарьяну. Не обходил вниманием Павел Михайлович и работы астраханских художников. Приобретения характеризовали Догадина как человека, понимающего искусство, следящего за его развитием, обладавшего собственным тонким вкусом. Об этом красноречиво говорят слова художника Михаила Нестерова, с которым Павел Михайлович вёл личную переписку: «Приведённый Вами перечень имён художников, представленных в Вашем собрании, нам близок и любезен. Последние Ваши приобретения Рылова и этюд Сурикова тоже можно только приветствовать, как и прекрасное намерение Ваше – со временем принести своё собрание в дар родному городу. Желаю от души и Вам со временем испытать те прекрасные чувства, которые некогда переживал в ином масштабе незабываемый Павел Михайлович Третьяков».

Догадин обратился к коллекционированию в зрелом возрасте, ему было 35 лет. Всего за 6 лет Догадину удалось собрать внушительную коллекцию – более ста предметов живописи и графики, выполненных известнейшими русскими художниками.

Судьбоносное для Догадина и Астрахани событие случилось 15 декабря 1918 года: «В октябре прошлого года я принёс всё своё собрание картин, рисунков и автографов в дар Астраханскому Губернскому совету профессиональных союзов, и так положил начало художественной галерее в Астрахани. Таким образом, осуществилась, наконец, моя заветная мечта. Меня назначили заведующим и хранителем галереи, помещающейся в моём доме. 15 декабря прошлого года галерея открылась для публики», – писал Догадин в феврале 1919 года петроградскому художнику Владимиру Фролову. Благодаря Догадину в городе появился художественный музей. Он расположился в его собственном доме  на Набережной реки Кутум. Дом сохранился до наших дней по адресу ул. Красная Набережная, 39. Его фасад украшает мемориальная доска, сообщающая об историческом значении здания.

          Судьба музея и основателя Передача коллекции городу и открытие музея не были для Павла Догадина конечной целью собирательской деятельности. Став пожизненным заведующим и хранителем, Догадин продолжил дело пополнения коллекции галереи. Волею судьбы на этой должности Догадин пробыл чуть более года. Эпидемия брюшного тифа наряду с тяготами Гражданской войны не пощадили основателя картинной галереи. На момент смерти ему было всего 43 года.Средства на похороны пришлось испросить из городской казны: личные сбережения заведующий музеем истратил на пополнение  его собрания.

Благородное дело, начатое Догадиным, живо по сей день. Фонд музея, начавшийся с частной коллекции астраханца, ныне насчитывает более 22 тысяч предметов хранения. Имя основателя не было забыто. Музей носит его имя. Прочно укоренилось среди астраханцев второе название галереи – «Догадинка», в картинной галерее издаётся одноимённая газета, проводится научно-практическая конференция «Догадинские чтения». Словом, делается всё возможное, чтобы имя Павла Догадина – бескорыстного, искреннего любителя искусства, гражданина и патриота своей малой родины – сохранилось в памяти современников и потомков.

 

Автор текста: Максим Такташев, старший научный сотрудник Астраханской картинной галереи