В начале 1901 года астраханцы избрали новый состав Городской думы. Голосование стартовало 16 января и продолжалось почти три недели. Просто за один день выборщики не смогли избрать нужное количество гласных.
. Первое заедание состоялось 6 февраля 1901 года. Гласные приняли присягу, поклялись работать на благо города. А через день народные избранники снова собрались в думском зале. Собрались, чтобы выбрать градоначальника. Отметим, городское самоуправление в начале XX века было представлено Городской думой и городской управой. Первый орган – представительный, выборный. Второй – исполнительный, который непосредственно выполнял то, что «напридумывали» гласные: от благоустройства улиц до ремонта больниц.
Городского главу, или голову, как тогда говорили, избирали из числа гласных. Он был председателем думы и одновременно руководил управой. .
. Поначалу гласные назвали в качестве претендентов аж 13 своих коллег. Но 9 человек от предложенной чести отказались. Так что за кресло градоначальника бились 4 кандидата: Константин Догадин, Иван Плотников, Иван Сергеев и Иван Беззубиков. Все из богатых астраханских семей. Первый из них был новичком, для остальных это уже не первый созыв в представительном органе.
Константин Павлович Догадин – купец и домовладелец, занимался торговлей хлеба и был директором Городского банка, кстати, дядя Павла Догадина, который основал астраханскую картинную галерею.
Иван Григорьевич Сергеев тоже был из купцов и домовладельцев. Юрист. Братьям Христофору и Ивану принадлежал кирпичный завод и несколько астраханских зданий. До избрания в думу Иван несколько лет был членом Городской управы. Второй из братьев тоже избрался в думу. Так что семейственность среди гласных в то время была не редкостью.
Иван Васильевич Беззубиков – купец и крупный рыбопромышленник. Фирма Беззубиковых эксплуатировала Синеморские промыслы, на которых трудилось 500 постоянных рабочих и до 7 тысяч человек временных. Семья владела 9 пароходами, 5 паровыми баркасов, 12 баржами, 3 живорыбными садками, 25 рыбницами, 120 лодками. И это еще не полный список.
Иван Николаевич Плотников — потомственный почетный гражданин города, землевладелец и домовладелец.

Газета «Астраханский листок» незадолго до выборов запустила рубрику «Наши думцы», и вот что она написала о претендентах на должность городского головы.
«Сергеев пользовался прежде большой популярностью, как выдающийся думский говорун, бывший в постоянной оппозиции … В сущности, вся думская деятельность г. Сергеева сводится к борьбе из-за личного самолюбия и охраны собственных домовладельческих интересов … Иногда г. Сергеева бывает приятно слушать как типичного краснобая, но если разобраться внимательно в том, что именно говорит г. Сергеев, то окажется, что ни в одном большом деле он не высказал хорошо обработанного, обоснованного и продуманного мнения. Он приходит в думу не с фактами, цифрами и справками, а только с желанием говорить», — сообщается в «Астраханском листке» от 16.01.1901 года. Газетчики прошлого добавляли, что Сергеев любит критиковать других, но совершенно не выносит критику в отношении себя. Из-за этого на заседаниях думы не раз происходили скандалы.
Ивана Беззубикова, пожалуй, можно отнести к любимчикам «Астраханского листка». Вот уж кого журналисты хотели бы видеть в амплуа градоначальника. «Беззубиков человек очень хозяйственный. Высказывается не часто, когда говорит, то всегда обдуманно … Считаем не лишним высказать наше мнение о г. Беззубикове как о возможном кандидате в городские головы. Положительными качествами его головинства были бы, конечно: усиление всестороннего надзора над городскими делами; строгая экономия в производстве городских расходов и строгие требования ко всем городским служащим … При нашем глубоко-отрицательном отношении к деятельности г. Беззубикова в области рыбопромышленности, мы, в видах справедливости и пользы города, должны признать, что несомненный ум, обширные хозяйственные сведения, деловитость и наклонность к строгой экономии г. Беззубикова могли бы принести большую пользу городскому хозяйству» («Астраханский листок» от 6 января 1901 г.).

Правда, в разгар предвыборной кампании Иван Васильевич вместе с сыном оказался замешан в скандальной истории, получившей в прессе название «Дело Беззубиковых». Несколькими годами ранее на Синеморских рыбных промыслах были найдены так называемые рыбные кладбища. А именно 150 ям с закопанной рыбой общим количеством в 15 миллионов штук. Дело разбирала специальная комиссия, которая пришла к выводу, что «Беззубиков должен был своевременно приостановить лов рыбы на тонях, лишь только он увидел, что рабочие на промыслах справиться с ней не могут … очевидно не желал, чтобы рыба, пройдя его воды, сделалась достоянием других рыбопромышленников» («Астраханский листок» от 12.11.1900 г.). Суд приговорил Беззубиковых к аресту. Но рыбные страсти не помешали Беззубикову избраться в гласные и выставить свою кандидатуру на главу.
Плотников тоже был любимчиком прессы. Только со знаком «минус». Газеты писали о нем негативные статьи. «Плотников не сумел создать ни одного нового источника дохода для города, его головинство завершается громадным дефицитом в 156 000 р., как это видно из сметы на текущей год. Совершил целый ряд действий, на который не был даже и уполномочен думой … Плотников оказался человеком малодеятельным, в общественных делах лишенным всякой инициативы, в законах не сведущим, врагом общественного контроля, думою руководить не умеющим, об интересах города нисколько не заботящимся» («Астраханский листок» от 14.01.1901 г.).
Довольно жестко, не правда ли? Напомним, Плотников возглавлял думу двух предыдущих созывов. Понятно, что и в этот раз он и был главным кандидатом на переизбрание. Журналисты «Астраханского листка» готовы были скорее съесть чепчики, чем кидать их в воздух. Восторга у них не было. За месяц до голосования за гласных газетчики запустили, как бы это сейчас назвали, информационный проект «Я тоже хочу быть Иван Миколаичем». Напечатали серию шуточных заметок якобы от желающих возглавить город. И эти вымышленные претенденты были очень уже забавными. Приведем несколько фрагментов таких самопрезентаций.

«Только две тысячи! Построю колокольню! Я во всяком случае не хуже Занозика и Крокуса, а желания быть городским головой у меня больше, чем у них двоих вместе. Достоинств у меня тоже вдвое больше. Во-первых, моя фигура в 20 раз солиднее, чем их фигура. Можно сказать, они по сравнению со мной сморчки … я получил известие, что Занозик от кандидатуры в городскую голову отказывается. Одним конкурентом меньше. Но все-таки он врет, что не воровал колокольни … это видели два бодрых ночных сторожа, четыре прачки-девственницы и кот из архива городской управы. Кот на допросе дал самые обстоятельные показания. Перпендикуляр» («Астраханский листок» от 2.12.1900 г).
«И я хочу быть Иван Миколаичем! Встречайте самого лучшего кандидата … я снова в Астрахани … Как зачем? Ведь у вас будут нового Ивана Николаевича выбирать? Ведь у вас в кандидаты объявились Крокус, Занозик и Перпендикуляр … нет, это не кандидаты. Вам нужен голова прежде всего с бородой … цепь должна надеваться под бороду, чтобы из-под нее только одна медаль была видна. Иван Иванович» («Астраханский листок» от 3.12.1900 г).
«Не силен я в грамматическом искусстве, но это пустое … могу я начертать, где следует, имя свое, и этого за глаза достаточно … я отлично умею определять качество сена и овса … я также умею звонить в колокольчик. Иван седьмой» («Астраханский листок» от 6.12.1900 г.)
Вот так «развлекались» газетчики чуть более века назад.
Должность главы, кстати, оплачивалась. Целых 6 тысяч рублей в год. Сумма по тем временам не маленькая. Можно, примеру, купить 80 элитных лошадей, поскольку за скакуна дорогих пород просили 75 рублей. Или 120 тысяч раз прокатиться на трамвае. Билет в вагон первого класса тогда стоил 5 копеек. Впрочем, некоторые считали, что зарплата за градоначальство несколько высоковата.
«Жалование городскому голове определено в 6000 р. Не пора ли признать, что жалование это велико? Ведь наш город не Киев. Пяти тысяч было бы за глаза достаточно» («Астраханский листок» от 10.12.1900 г.).
Теперь вернемся опять в 8 февраля 1901 года. В думский зал, где собрались «новенькие» гласные, чтобы одного из своих рядов назначить главным. Народные избранники без лишних слов начали распоряжаться своими голосами. Вернее, шарами. Это сейчас депутаты принимают решение, нажав на кнопочку. Но век с лишнем назад электронную систему голосования еще не придумали. Вариант с поднятой рукой тоже не подходил. Слишком много было гласных в составе думы. Аж 80 человек. Сколько ж времени понадобится, чтобы всех пересчитать! Так что голосовали думцы шарами, которые кидали в избирательные ящики с табличками с фамилией кандидата. Белые кругляши – «за». Черные – «против». Результаты получились следующие:
— Иван Плотников: 64 голоса «за» и 9 «против»;
— Иван Беззубиков: 20 голосов «за» и 54 «против»;
— Иван Сергеев: 21 голос «за» и 53 «против»;
— Константин Догадин: 16 голосов «за» и 57 «против».

Таким образом, главой города снова был избран Плотников. И вот как об этом писали его современники:
«Никто не заблуждается в истинном смысле этой баллотировки … не в том заключающейся, что г. Плотников есть единственный желательный кандидат на должность. А в том, что кому-то и зачем-то показать кукиш в кармане. Как это характеризует общественную зрелость наших городских воротил! … Замечательно, что при всяких выборах или даже только при переизбрании головы высказываются какие-нибудь надежды и, хотя бы, пожелания. Ничего такого не высказывалось в этот раз. Оно и понятно. Надежды давно уже разлетелись прахом» («Астраханский листок» от 14.02.1901 г.)
Добавим, дореволюционная Астрахань знала 11 глав города. И Иван Плотников был лидером по количеству лет, проведенных в ранге градоначальника. Он возглавлял думу в периоды с 1894 по 1905 годы и с 1912 по 1913 годы. Свои полномочия снял добровольно. То ли ветер перемен почувствовал впереди, то ли просто устал. А Ивану Беззубикову, кстати, тоже судьба улыбнулась. Позже. В 1906 году он все же стал главой города. Правда, всего на один год.
По материалам обзора сайта astrakhanpost.ru (Ирина Чернухина)

С именем Ивана Николаевича Плотникова связывают появление в Астрахани трамвая, нужно сказать, что это была его инициатива как городского головы, конечно, все шло не быстро, и далеко не гладко – не хватало денег для запуска, для строительства рельсов, но все же трамвай появился именно в годы, когда городом руководил Плотников.

 Первый пошел по астраханским рельсам 24 июня 1900 года. Трамвайный маршрут огибал кремль с восточной и южной сторон: двигаясь в сторону Варвациевского канала, выходил на Александровский бульвар (ныне площадь Ленина), поворачивал у Крымской башни и шел в обратном направлении. Как вспоминали очевидцы, в то воскресенье все вагоны были полны, кондукторы работали, не покладая рук. А многие обыватели буквально не вылезали из трамвая в течение дня.

Утром по этому поводу состоялся молебен в Астраханском кремле на Соборной площади у Лобного места. А вечером в курзале сада «Аркадия» организаторы гордо поднимали тосты за развитие трамвайного движения. И их гордость была оправдана. Астрахань стала всего лишь десятым городом России, где открылось трамвайное движение. После Киева и Нижнего Новгорода, Севастополя и Курска, Казани и Житомира. А ведь в Москве и Петербурге горожан еще перевозили конки! Здание трамвайного депо располагалось у кремля. И там же возникла транспортная структура, на десятилетия определившая название части города у северной стены кремля —  «кольцо». Здесь трамваи разворачивались.

Всего было построено 9,25 километров пути, которые обслуживались 15-моторными вагонами. Тариф на проезд делился на два класса — в 1-ом классе — 5 копеек, 3 копейки — во 2-ом классе. Однако не всем необходимо было оплачивать проезд. Бесплатным проездом могли пользоваться только учащиеся в форме и полицейские.
Трамваи имели по 20 сидячих мест и 24 места для стоячих пассажиров. Правила движения гласили: «Отправка из конечных пунктов каждые пять минут, предельная скорость — 12 вёрст. Остановки только на разъездах и по требованию на перекрёстках улиц».
К 1908 году были построены дополнительные трамвайные линии от Эллинга до реки Царев, и от Больших Исад до Кладбища. В последующие годы в связи с постройкой железной дороги Саратов-Астрахань были построены линии к железнодорожному вокзалу. К 1916 году подвижной состав насчитывал 45 моторных и 21 прицепной вагон.
После Революции 1917 года президиум Астраханского Горсовета принял постановление о муниципализации трамваев. Несмотря на материальные трудности и плохое состояние вагонов, продолжался ремонт старых и прокладывание новых линий. В 50-х годах была произведена капитальная реконструкция, схема путей в целом сохранилась. Из-за большой перегруженности центра города линии были сняты, и трамвай стал ходить по границам центра без обслуживания его внутренней части. Протяженность трамвайных путей к концу XX века в Астрахани составляла около 65 км, самих трамваев было более 200.

Еще одно благое дело Плотникова – завершение строительства Храма Святого Равноапостольного Князя Владимира.

 Еще в 1888 году Городская Дума Астрахани приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 900-летия крещения Руси. Место для храма было выбрано городской думой в юго-западной части города, на берегу Адмиралтейского затона (ныне Приволжский затон), между «обывательскими кварталами» и валом, защищающим город от наводнений (раньше здесь находилась лесная биржа).

15 июля 1888 года, в день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещения Руси, в Астрахани с величественным крестным ходом епископ Евгений на границе между русской и татарской слободами совершил освящение места под новый храм.

Для выбора лучшего проекта храма был организован конкурс. 10 сентября 1890 года на окончательном заседании комиссия признала наиболее достойным проект, проходивший под девизом «Равноапостольному», который был составлен гражданскими инженерами В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитц, из Санкт-Петербурга. Некоторые изменения затем в этот проект внёс астраханский городской архитектор П.И. Коржинский, под надзором которого возводился храм.

К строительству храма, из-за ряда обстоятельств, приступили только в 1895 году. 5 марта 1895 года были начаты подготовительные работы: место под храм было значительно возвышено, укреплено 1565 семиаршинными дубовыми сваями, а через четыре месяца началась закладка фундамента. 18 июня произведена закладка храма, в фундамент была заложена памятная доска с описанием обстоятельств, приведших к его сооружению.

Возведение храма велось на средства городского общества города Астрахани. Среди благотворителей храма можно встретить много имён известных в ту пору горожан — Губины, Григорьевы, Бекуновы, Хлебниковы, Фёдоровы и другие фамилии.

На строительство храма жертвовали и деньгами, и стройматериалами. Денежные пожертвования поступали и по духовным завещаниям простых людей. Строительство церкви производились под надзором городского архитектора Коржинского и велось около семи лет. Работы были завершены 12 июля 1902 года, в 1902 году отмечался 300-летний юбилей основания Астраханской епархии, и строительная комиссия желала окончания строительства и освящения храма именно в этом году.
В ходе строительства в проект были внесены некоторые изменения: «Вместо узкой трапезной, соединяющей колокольню с средней частью храма, сделана широкая, в размер подпружной арки средняго купола. Отступление это, не вредя прочности храма, значительно увеличило вместительность его и в тоже время придало более солидный внутренний вид». Новый храм стал одним из крупнейших сооружений города, выдержанный в византийском стиле с прекрасным освещением и паровым отоплением он поднялся на 23,5 сажень (сажень — 2,13 метра), т.е. на высоту 50 метров. Освящение собора князя Владимира состоялось 15 июля 1902 года, в год 300-летия астраханской епархии и в день Благоверного князя Владимира. Для участия в этом долгожданном событии в Астрахань пригласили самого Иоанна Кронштадтского.
О Плотникове вновь писала астраханская пресса – не его, мол, это заслуга, а народа, вот только сам Иван Николаевич пожертвовал не малую сумму на строительство Храма, да и без его участия не успели бы построить вовремя – несмотря на все разговоры и критику, бюджет города, в котором, порой, не хватало средств, свои обязательства в вопросах строительства выполнил полностью.
По распоряжению Плотникова в Астрахани создавались берегоукрепления и строились новые мосты. В 90-е гг. XIX в. опасность наводнений по-прежнему была актуальной. Так, 19 мая 1892 г. произошел сильный шторм на Волге, повредивший набережные укрепления. В некоторых местах были прорваны забойки и валы. Погибло много судов, была разрушена платформа у Старой биржи, купальня. В мае 1895 г вновь возникла угроза наводнения, обвалился берег у пристани Беззубикова и набережная у пристани общества «Самолет». В марте 1897 г в связи с приближением половодья городские власти приняли экстренные меры для укрепления берегов и распорядились использовать для этого кварцевые плиты, которые были сложены в кремле после разборки старого Гостиного двора.
Иван Николаевич Плотников, несмотря на волну критики и принимаемые им, порой, непопулярные решения, остается в памяти астраханцев созидателем и человеком, работавшим на благо города.